X
Лого
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации
Лого

Институт

Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции Благотворительная деятельность Награды и заслуги События Анонсы СМИ о нас

Образование

Сведения об образовательной организации Качество образования Электронная-информационная образовательная среда Замещение должностей педагогических работников Кадровый резерв Летние школы Цифровая платформа «Содружество» Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума Докторантура Абитуриенту

Институт

Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции Благотворительная деятельность Награды и заслуги События Анонсы СМИ о нас

Образование

Сведения об образовательной организации Качество образования Электронная-информационная образовательная среда Замещение должностей педагогических работников Кадровый резерв Летние школы Цифровая платформа «Содружество» Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума Докторантура Абитуриенту
Лого
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации
Лого

Центр уголовного и уголовно-процессуального законодательства

 

Центр уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики является старейшим отделом структурным подразделением Института, с момента образования которого насчитывается 90 лет.

На всем протяжении существования Института научным исследованиям в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства уделялось значительное внимание.

Неоднократно менялись организационные формы проведения этих исследований, создания и упразднения секторов и отделов, их наименований, основных направлений изучения практики законотворчества и правоприменения, но теоретические проблемы развития названных наук и судебного права в целом всегда оставались в сфере внимания сотрудников сектора (отдела, центра) уголовного и уголовно-процессуального права.

Следует напомнить, что самое рождение Института, его вхождение в научную жизнь российского общества обязано усилиям и активности именно криминологов, которые внесли весомый вклад в развертывание исследований состояния преступности в России, разработку научных основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В августе 1923 г. создается Московский кабинет по изучению преступника и преступности. К его работе были привлечены криминалисты - социологи, антропологи, психиатры, психологи и специалисты некоторых других наук, что должно было обеспечить всестороннее исследование названных проблем. Вместе с тем сразу же стало очевидно, что силы кабинета слишком малы для разрешения этих проблем, поэтому необходимо создание крупного научного учреждения, способного организовать целенаправленное научное исследование сложившейся в стране криминогенной ситуации и за образование которого выступали многие правоведы. Идея создания в Москве межведомственного научно-практического Института по изучению преступности была поддержана рядом центральных государственных органов. В Правительство с таким предложением вошли НКВД, Наркомюст, Наркомздрав и Наркомпрос РСФСР. Совет Народных Комиссаров РСФСР своим постановлением от 25 марта 1925 г. одобрил это предложение и возложил его осуществление на НКВД РСФСР. Приказом от 1 июля 1925 г. было утверждено Положение об Институте, создан его Ученый совет. 1 октября 1925 г. Институт по изучению преступности и преступника был принят на госбюджет и именно с этой даты отсчитывает время своего существования.

В 1927 г. в Институте было организовано еще одно подразделение. По решению МВД одно из московских мест заключения передавалось Институту для организации в нем экспериментального пенитенциарного отделения, где должны были выявляться и внедряться новые целесообразные методы пенитенциарного воздействия. Предполагалось после проверки на осужденных внедрять новые методы исправительно-трудового и педагогического воздействия в практику остальных мест заключения.

С момента своего образования Институт активно участвует в научном обеспечении правотворческой деятельности советского государства. После принятия Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. научные сотрудники Института сразу же приступили к его анализу и комментированию для практических работников сферы юстиции. Следует отметить, что динамизм уголовного законодательства, как постоянного признака развития и изменения уголовной политики, проявил себя на всех этапах его утверждения в России. Казалось бы, что только что вступивший в силу Уголовный кодекс не должен сразу изменяться, но уже в марте 1928 г. Правительство дает директиву изменить уголовную политику.

Институт не мог остаться в стороне, и в течение 1928-1930 гг. велась работа по подготовке проекта нового УК. Одновременно готовились предложения о внесении изменений в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исправительный кодексы. В 1933 г. Государственный Институт по изучению преступности постановлением СНК РСФСР был переименован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики. Но всегда в его структуре сохранялись под разными наименованиями подразделения, занимавшиеся изучением уголовной и судебной политики, борьбой с различными категориями преступлений (в частности, детской преступностью), совершенствованием уголовно-процессуальной деятельности.

В годы Великой Отечественной войны и после ее окончания сотрудники Института приняли участие в подготовке международных правовых материалов для проведения Нюрнбергского процесса над нацистскими военными преступниками (А.Н. Трайнин). В 1965 г. создается сектор уголовного и уголовно-процессуального законодательства, который был сформирован фактически заново. В нем стали работать люди, имевшие большой опыт практической работы в органах прокуратуры: В.Н. Иванов, Л.Г. Крахмальник, Р.А. Лопухов, Ф.П. Пашкевич, Б.А. Протченко. Несколько позднее в отдел уголовного законодательства пришел А.М. Медведев, какое-то время в нем работал Н.А. Стручков. Возглавил сектор Е.В. Болдырев.

Перед сохранившимся в новом Институте сектором уголовного и уголовно-процессуального законодательства были поставлены задачи: изучения и обобщения предложений об изменении и дополнении действующих нормативных актов, участие в подготовке новых законопроектов, исследование практики применения законодательства.

В 1970 г. было восстановлено ранее упраздненное Н.С. Хрущевым Министерство юстиции СССР. Одним из основных направлений деятельности Министерства юстиции становится осуществление организационного обеспечение деятельности судов по осуществлению правосудия. Актуальность теоретических и методических вопросов организационного руководства судебной системой вызвала необходимость создания специализированного научного подразделения в Институте. Для разработки этих вопросов в Институте создается сектор судоустройства и организации судебной работы под руководством В.Б. Алексеева. В 1988 г. произошло объединение секторов уголовного и уголовно-процессуального законодательства и судоустройство, который возглавил В.П. Кашепов.

В настоящее время в Институте действует центр уголовного, и уголовно-процессуального законодательства и судебной практики.