X
Лого
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации
Лого

Институт

Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции Благотворительная деятельность Награды и заслуги События Анонсы СМИ о нас

Образование

Сведения об образовательной организации Качество образования Электронная-информационная образовательная среда Замещение должностей педагогических работников Кадровый резерв Летние школы Цифровая платформа «Содружество» Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума Докторантура Абитуриенту

Институт

Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции Благотворительная деятельность Награды и заслуги События Анонсы СМИ о нас

Образование

Сведения об образовательной организации Качество образования Электронная-информационная образовательная среда Замещение должностей педагогических работников Кадровый резерв Летние школы Цифровая платформа «Содружество» Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума Докторантура Абитуриенту
Лого
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации
Лого

Основные направления

 

Фундаментальные исследования

Одной из основных уставных целей Института является организация и проведение фундаментальных исследований в сфере права, что является залогом совершенствования прикладных научных исследований и научно-экспертной деятельности.

Институт традиционно проводит исследования фундаментальных проблем юридической науки и практики. За долгие годы его существования сформировались и получили развитие крупные научные школы, впитавшие в себя разработанные принципы права и институты законодательства и методы правового регулирования, а также устойчивые научные позиции и традиции.

В Институте была разработана теория гражданского права, включающая в себя институты юридических лиц (С.Н. Братусь), обязательственного права (Е.А. Флейшиц, М.И.Брагинский), а также концепцию международного частного права (Л.А. Лунц). Плодотворно развивается научная школа правотворчества, основы которой были заложены И.С. Самощенко, А.С. Пиголкиным и А.В.Мицкевичем. Речь идет о построении системы правовых актов и системы законодательства, о научных основах правотворчества, юридической техники, о системообразовании и кодификации законодательства.  

В последние десятилетия Институт активно формирует школу публичного права, включающую принципы построения и функционирования государственной власти и управления (М.Г. Кириченко, В.А. Пертцик, В.И.Васильев), федерализма и этнокультурных отношений (Т.Я. Хабриева, Л.В. Андриченко), институтов и методов публично-правового регулирования (Ю.А.Тихомиров, А.Ф.Ноздрачев). Их ценность заключается в интеллектуально-концептуальном содержании, позволяющем творчески развивать основные направления научных исследований и разрабатывать актуальные практические проблемы правотворчества и правоприменения.

В 1994 году по поручению Президента Российской Федерации Институт разработал «Концепции развития российского законодательства», в которых содержалось доктринальное прогнозирование развития всех отраслей законодательства.

В дальнейшем «Концепции» неоднократно обновлялись (в 1995, 1998, 2004, 2010 годах), отражая изменения в общественных отношениях и правовой системе страны. «Концепции» определяют высокие стандарты законотворчества, позволяющие оценивать прогнозируемые уровень и качество законодательства Российской Федерации.

Институтом опубликованы фундаментальные коллективные и авторские работы: «Договорное право. В 5 книгах» (1999-2006), «Проблемы правового регулирования недвижимости» (2006), «Право собственности: актуальные проблемы» (2008), «Отдельные виды обязательств в международном частном праве» (2008), «Правительство Российской Федерации» (2005), «Законность в Российской Федерации» (2008), «Международное право и национальное законодательство» (2009), «Правовое регулирование: теория и практика» (2010) и много других.

 

Прикладные исследования

Одной из основных уставных целей Института является организация и проведение прикладных научных исследований в сфере права, высокий уровень которых обеспечивается неразрывной связью теории и практики. Научно-прикладные исследования отвечают актуальным задачам развития российской экономики, социальной сферы, трудовых отношений, эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности, совершенствования внешнеэкономических связей и международного сотрудничества.

Одной из практических задач Института является мониторинг законодательства и правоприменительной практики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также зарубежных государств: Австрии, Беларуси, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канады, Польши, Сербии, США, Украины, Франции, Чехии, Хорватии, Кореи, Китая и других.

Научно-прикладные исследования Института характера носят новаторский характер, открывают еще не исследованные области права. Среди них: «Социальное законодательство» (2005), «Миграционное право России: теория и практика» (2008), «Интеллектуальные ресурсы нации: возможности и пределы правового регулирования» (2009), «Публичные услуги и право» (2007), «Правовой мониторинг» (2009), «Муниципальная реформа в Российской Федерации: экономико-правовое исследование» (2010), «Международные межведомственные договоры Российской Федерации≫ (2009), «Административная реформа в России» (2006), «Административная реформа в субъектах Российской Федерации» (2008), «Правовые акты: антикоррупционный анализ» (2010) и другие.

Одними из наиболее востребованных работ Института являются комментарии законодательства и судебной практики, в подготовке которых участвуют известные ученые и практики, в том числе судьи высших федеральных судов. В ряду этих работ - комментарии к Конституции Российской Федерации, Гражданскому, Трудовому, Жилищному, Водному, Градостроительному и Земельному кодексам, ежегодные «Комментарии судебной практики» (с 1959 года) и «Комментарии судебно-арбитражной практики» (с 1974 года).

Большой популярностью пользуются учебники и учебные пособия, подготовленные в стенах Института: «Теория государства и права» под редакцией А.С. Пиголкина (2007), «Гражданское право» под редакцией О.Н. Садикова (2006), «Международное частное право» под редакцией Н.И. Марышевой (2011), «Современное публичное право» Ю.А. Тихомирова (2008), «Парламентское право России»  под редакцией Т.Я. Хабриевой (2003), «Конституционное право России»  под редакцией А.Е. Постникова (2007), «Транспортное право» В.А. Егиазарова (2007), «Земельное право» под редакцией  С.А. Боголюбова (2009) и другие.

Продолжает расширяться круг сравнительно- правовых исследований Института, посвященных правовым системам современности. В их числе – «Основные институты гражданского права зарубежных стран (2008), «Системы уголовного правосудия зарубежных государств (суды первой и второй инстанций)» (2007), «Уголовное законодательство зарубежных государств в борьбе с коррупцией» (2008), «Децентрализация управления в зарубежных государствах» (2009), «Сравнительное правоведение в образах права» (2010) и другие. Впервые в отечественной юриспруденции Институтом изданы многотомные собрания конституций всех государств Европы, Америки и Азии с комментариями известных российских и зарубежных ученых и практиков.

 

Научно-экспертная деятельность

Одной из основных уставных целей Института является организация и проведение научной правовой экспертизы концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, находящихся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Институт анализирует практику применения законодательства Российской Федерации, составляет аналитические и информационные обзоры состояния и тенденций развития законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также практики издания и применения муниципальных правовых актов. Институт также осуществляет сравнительное исследование законодательства иностранных государств.

Осуществляя научно-правовое обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации и других высших органов государственной власти, Институт ежегодно готовить более 1300 экспертных заключений и других аналитических материалов.

Научные сотрудники Института входят в состав консультативных и совещательных органов при Президенте, Правительстве, палатах Федерального собрания, Конституционном суде, Верховном суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции; Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, Правительственной комиссии по проведению административной реформы; научно-экспертных советов при Председателе Совета Федерации и Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации и других).

Ученые Института принимали участие в подготовке Конституции, Гражданского кодекса, Земельного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Трудового кодекса, Гражданского процессуального кодекса, других законов Российской Федерации.

 

Исследования в регионах

Совершенствование системы управления в Калужской области

Рекомендации по совершенствованию системы управления в Калужской области

Качественное улучшение системы государственного управления в субъектах Российской Федерации является одной из приоритетных задач современного этапа реформирования исполнительной власти в Российской Федерации.

Коллектив сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее – Институт) – к.ю.н. Е.А. Галиновская, к.ю.н. Д.Б. Горохов, к.ю.н. Е.А. Лебедева, к.ю.н. О.В. Моцная, к.ю.н. Е.В. Пуляева, к.ю.н. Н.В. Путило, к.ю.н. А.М. Цирин, к.ю.н. А.Н. Чертков, к.ю.н. А.А. Шевелевич, Н.М. Бевеликова, И.В. Занданов, О.А. Золотова, Т.Е. Мельник, Л.В. Серегина под руководством д.ю.н. профессора А.Ф. Ноздрачева – провел в феврале-марте 2010 г. исследование проблем правового регулирования системы управления в Калужской области.

Основная цель исследования состояла в проведении научного анализа и оценке распределения функций и полномочий органов исполнительной власти Калужской области в социальной сфере, а также выработке предложений по эффективности их реализации.

В ходе командировки сотрудники изучали практику деятельности органов исполнительной власти Калужской области, проводили семинары для сотрудников органов исполнительной власти Калужской области. По результатам работы подготовлен отчет о научно-исследовательской работе, включающий в себя рекомендации, аналитическую записку, отчетные материалы о проведении семинаров. Все рекомендации даны в контексте выявленных проблем в Калужской области.

Отчет о научно-исследовательской работе был направлен губернатору Калужской области для использования при разработке законодательных, нормативно-правовых документов по регулированию и развитию системы управления в Калужской области, а также при подготовке и реализации мероприятий по обеспечению совершенствования системы управления в Калужской области.

 

Административная реформа в Орловской области: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ

Коллектив сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - Институт) - Ю.А. Тихомиров, Н.А. Игнатюк, Н.В. Путило, Н.В. Кичигин, Д.А. Басангов, Д.Б. Горохов - провел в конце 2006 г. - начале 2007 г. исследование правовых проблем проведения административной реформы в Орловской области. Программа была согласована заблаговременно. В ходе командировки ученые изучали практику работы областных и муниципальных органов, а также иных организаций.

По результатам исследования подготовлено одиннадцать документов в виде предложений, рекомендаций, аналитической записки и обзора, которые направлены заместителю Губернатора Орловской области. Предлагаемый вниманию материал представляет собой обзор разработанных сотрудниками Института документов, дающий возможность изучить направления, содержание и методологию исследования правовых проблем проведения административной реформы в субъектах РФ.

 

Муниципальная реформа в Вологодской области: ЗАКОН И ПРАКТИКА

В 2006 - 2007 гг. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - Институт) проводилось исследование реализации правотворческих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Вологодской области в сфере организации местного самоуправления. Целью данного исследования было выявление основных проблем правового регулирования реализации муниципальной реформы в субъекте Российской Федерации.

В ходе исследования были изучены законы Вологодской области, принятие которых предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в том числе законы, принятие которых обусловлено требованиями гл. 12 "Переходные положения" названного Федерального закона, законы области, регулирующие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также распоряжения губернатора Вологодской области и постановления Правительства Вологодской области, направленные на реализацию федеральных законов и законов Вологодской области в сфере местного самоуправления. Помимо этого, были изучены также правовые акты ряда муниципальных образований Вологодской области: Белозерского муниципального района, Воскресенского сельского поселения Череповецкого муниципального района, Калининского сельского поселения Тотемского муниципального района, муниципального образования "Город Тотьма".

В основном работа сотрудников Института (Андриченко Л.В., Васильева В.И., Павлушкина В.А., Постникова А.Е.), выезжавших в Вологодскую область, проводилась в отраслевых департаментах Правительства Вологодской области. Наряду с этим состоялись также поездки для знакомства с практикой работы администраций сельского поселения Калининское Тотемского муниципального района, городского поселения Тотьма, Белозерского муниципального района. Была изучена реализация правотворческих полномочий органов местного самоуправления в сфере организации местного самоуправления, состоялись встречи с руководителями и депутатами представительных органов указанных муниципальных образований. Кроме того, было организовано несколько рабочих встреч с представителями администраций Кирилловского муниципального района, Череповецкого муниципального района и Воскресенского сельского поселения Череповецкого муниципального района.