Минобрнауки России

Тема: «Научно-аналитическое обеспечение развития института правового регулирования сферы науки, технологий и инноваций, как инструмента реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, с учетом международных трендов»

В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии №14.601.21.0010 от 1 августа 2016 года с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе №1 в период с 1 августа по 31 декабря 2016 года выполнялись следующие работы:

1) проведение анализа основных международно-правовых трендов в сфере науки и инноваций, регламентированных на уровне международных актов, резолюций, рекомендаций;

2) проведение анализа основных трендов в регулировании сферы науки и инноваций в странах ЕС и США;

3) проведение анализа основных подходов к решению проблем развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в законодательстве зарубежных стран (на примере стран ЕС и США);

4) проведение анализа ключевых специфичных особенностей организации науки и технологий в Российской Федерации, особенностей их законодательного регулирования и функционирования;

5) разработка предложений по совершенствованию и развитию существующих и формированию новых механизмов, институтов и инструментов правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации;

6) разработка предложений по комплексному нормативно-правовому регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих развитие существующих и формирование новых инструментов и механизмов планирования, осуществления, оценки результативности и эффективности, внедрения результатов и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, совместимых с глобальными трендами научно-технологического развития;

7) разработка рекомендаций по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок.

При этом были получены следующие результаты.

1) Выполнен анализ основных международно-правовых трендов в сфере науки и инноваций, регламентированных на уровне международных актов, резолюций и рекомендаций.

Выполненный анализ основных международно-правовых трендов в сфере науки и инноваций, регламентированных на уровне международных актов, резолюций, рекомендаций включает в себя анализ документов ОЭСР, Европейского Союза, Совета Европы.

Результаты выполненных работ по анализу основных международно-правовых трендов в сфере науки и инноваций кратко можно обозначить следующим образом.

Анализ источников международного права позволяет выделить следующие основные международные тренды регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности:

а) развитие сферы науки и инноваций как неотъемлемая составляющая общего курса устойчивого развития;

б) повышение внимания к научному просвещению и популяризации научной, научно-технической деятельности;

в) особая роль стратегического планирования и прогнозирования в сфере научной, научно-технической деятельности;

г) установление требований к мониторингу научной, научно-технической и инновационной деятельности;

д) открытая наука и особая роль информационно-коммуникационных технологий в формировании системы открытой науки и развитии инноваций;

е) повышение внимания к фундаментальным исследованиям при реализации любых социально и экономически значимых проектов;

ж) новые подходы к системе поддержки инновационной деятельности.

Указанные результаты являются новыми и представляют собой объект авторского права – произведение науки.

В результате выполнения анализа основных международно-правовых трендов в сфере науки и инноваций, регламентированных на уровне международных актов, резолюций, рекомендаций была решена первая из поставленных задач проекта: описаны основные международно-правовые тренды в сфере науки и инноваций.

2) Выполнен анализ основных трендов в регулировании сферы науки и инноваций в странах Европейского Союза и США

Результаты проведенного анализа кратко можно обозначить следующим образом.

Независимо от принадлежности государства к континентальной системе права (большинство европейских стран) или общего права (Великобритания, США) основной тренд в регулировании науки, техники и инноваций связан с принятием стратегических программ инновационного развития. Эти программы носят рамочный характер и предусматривают перечень мер поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Государства общего права идут по пути казуального правового регулирования, вводя новое законодательство с учетом революционных технологий и научных открытий.

Государства континентальной системы права, как правило, принимают рамочные стратегии и перечень программ и подпрограмм. Ввиду кодификации законодательства положения, регулирующие научно-исследовательскую и инновационную деятельность, «вписываются» в правовую материю.

Аналогичные программы принимаются международными организациями (ОЭСР, ЕС), которые выпускают обзоры выполнения «дорожных карт» и лучших практик, выступают инициаторами для обсуждения и коммуникации всех заинтересованных сторон в продвижении инноваций.

Все страны, законодательство которых было проанализировано, увеличивают долю государственной поддержки НИОКР. При этом подавляющие число исследований, получающих государственное финансирование (гранты), относятся к фундаментальной науке.  

Прорывные технологии и научные открытия – это те объективные факторы, которые влияют на пересмотр ключевых положений законодательства, выработанных в доцифровую эпоху. Именно они заставляют переосмысливать стандарты, рекомендации, правила и гармонизировать их. 

Национальные приоритеты должны соответствовать мировому опыту и осуществляться через форсайт-исследования, опросы специалистов отраслей экономики, бизнеса, в том числе малого и среднего, и академического сообщества.

Осуществлять форсайт-исследования должны исследовательские организации, имеющие опыт в их проведении, в составе которых много подразделений, владеющих соответствующими навыками, опытом и ресурсами, а также выпускаются научно-технические журналы, которые освещают вопросы, связанные с проектированием инноваций, методами форсайт-исследований.

Правительство и парламент государства несут основное бремя создания и принятия государственных программ в сфере науки и инноваций. Однако их деятельность только тогда эффективна, когда в правовом регулировании учитываются интересы исследователей, бизнеса (в особенности малого и среднего) и населения, как конечного потребителя инновационных продуктов и услуг. Для этого необходима культура взаимодействия и конструктивного диалога между всеми заинтересованными сторонами.

При выборе модели взаимодействия следует учитывать ментальные традиции и историю, опыт (в том числе опыт ошибок) как национальной, так и международной практики, соотношение эффективности и затрат, имеющиеся институты и их потенциал. Нужно задействовать все традиционные формы, такие как форумы, советы, фокус-группы, новые формы коммуникации и сбора информации: краудфандинг, интернет– платформы.  

Необходимо менять представления общества о роли науки в его жизни и развитии страны, отношение к науке и инновациям как виду деятельности. Без формирования правосознания и ментальности населения, потребности в инновациях, уважительного отношения к ученым и исследователям невозможно естественное поступательное развитие науки и инноваций.

Указанные результаты являются новыми и представляют собой объект авторского права – произведение науки.

В результате выполнения анализа основных трендов в регулировании сферы науки и инноваций сферы науки и инноваций в странах Европейского Союза и США была решена вторая из поставленных задач проекта: описаны основные тренды в регулировании сферы науки и инноваций в странах ЕС и США.

3) Проведен анализ основных подходов к решению проблем развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в законодательстве зарубежных стран (на примере стран ЕС и США).

Результаты проведенного анализа кратко можно обозначить следующим образом.

  1. Формирование приоритетов в научной, научно-технической и инновационной деятельности в США и европейских странах осуществляется на основе форсайт - исследований. Такие исследования являются новым типом исследований по сравнению с фундаментальными и прикладными исследованиями, и дают возможность представить перспективу грядущих (национальных и глобальных) изменений, на которые нужно дать адекватный ответ для устойчивого и динамичного развития. Форсайт - исследования, как правило, направлены на выявление перспектив мирового или глобального развития, анализ конкурентных преимуществ уже реализованных проектов, технологий и моделей. Результаты форсайт - исследований практически во всех европейских странах и в США положены в основу национальных стратегий развития науки, научно-технической и инновационной деятельности. При этом финансирование форсайт - исследований, как и традиционных видов исследований, осуществляется на конкурсной основе.
  2. Во всех странах Европы и США фундаментальные и прикладные исследования поддерживаются на конкурсной основе с учетом мнения независимых экспертов. При этом важным, но не решающим аспектом предоставления финансирования является то, что область научных интересов и инноваций должна соответствовать принятым государством программам развития.
  3. С учетом того, что грантовая поддержка исследовательских проектов осуществляется с учетом национальных приоритетов развития,  можно утверждать, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность имеет плановый характер. Плановость науки подразумевает достижение тех целей стратегического развития страны, которые определены в программном документе, принимаемом государством.    
  4. Результаты этой деятельности должны быть масштабированы на рынке продуктов и услуг – это цель и задача инновационной деятельности как в рамках стратегии, так и для конкретного прикладного исследования.
  5. Государства ЕС и США обладают развитой инфраструктурой инновационного развития, которая состоит из заинтересованных государственных органов власти, в полномочия которых входит курирование той или иной отрасли экономики и науки, академической среды (университеты, институты, организации профессионального образования и школы), и бизнеса. Для координации инновационной деятельности создается специализированный орган или наделяется полномочиями уже учрежденный орган правительства.   
  6. Чем выше заинтересованность государства в интенсификации передачи новых знаний, инноваций научными и образовательными организациями в промышленности и бизнесу, тем больше принимается программ научной, научно-технической и инновационной деятельности и форм сотрудничества.
  7. Частью своей инновационной политики европейские государства сделали модернизацию государственного управления, поскольку стало очевидно, что невозможно стать лидером инноваций, если методы государственного управления устарели, а чиновники неучи.
  8. Финансирование фундаментальных научных исследований осуществляется в основном государством. Участие частного сектора в финансировании фундаментальных исследований ничтожно мало.
  9. Прикладные исследования, как правило, спонсируются бизнесом или некоммерческими организациями.
  10. Широкий инструментарий финансирования (прямого и косвенного) в европейских странах и США свидетельствует о создании благоприятных условий для научной, научно-технической деятельности. 
  11. Трансфер технологий является длительным процессом – как правило, выходящим за рамки отведенного периода государственной поддержки. Обычно коммерциализация результатов НИОКР длится 4–5 лет, а государственные программы многих европейских стран рассчитаны на 2–3 года (на это обстоятельство обращали внимание многие зарубежные практикующие ученые и предприниматели).
  12. Внедрению результатов НИОКР сопутствует риск, поэтому законодательство учитывает высокорисковый характер научной деятельности (в том числе при предоставлении финансирования), чтобы соответствовать объективной реальности и законным интересам бизнеса.

Указанные результаты являются новыми и представляют собой объект авторского права – произведение науки.

В результате выполнения анализа основных подходов к решению проблем развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в законодательстве зарубежных стран (на примере стран ЕС и США) была решена третья из поставленных задач проекта: описаны основные подходы к решению проблем развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в законодательстве зарубежных стран (на примере стран ЕС и США).

4) Выполнен анализ ключевых специфичных особенностей организации науки и технологий в Российской Федерации, особенностей их законодательного регулирования и функционирования.

Результаты выполненного анализа кратко можно обозначить следующим образом.

Ключевыми специфичными особенностями организации науки и технологий в Российской Федерации, что влияет на особенности их законодательного регулирования и функционирования, является существование двух основных секторов в соответствующей сфере: государственного, представленного подсекторами вузовской и академической науки, и частного.

Выделены следующие совместимые с международными трендами подходы к регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, оформленные в виде предложений к проекту федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», формируемого на основе согласованной концепции указанного проекта федерального закона:

а) предложения по основным понятиям в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности;

б) предложения по определению и регулированию инновационной деятельности;

в) предложения по принципам государственной политики в сфере науки и инноваций;

г) предложения по полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере науки и инноваций;

д) предложения по особенностям стратегического планирования и прогнозирования в сфере науки и инноваций;

е) предложения по полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере науки и инноваций;

ж) предложения по регулированию предоставления мер стимулирования в сфере науки и инноваций;

з) предложения по регулированию деятельности отдельных субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;

и) предложения по развитию механизмов грантовой поддержки научной, научно-технической деятельности;

к) предложения по правовому статусу научных организаций;

л) предложения по регулированию правового статуса национальных исследовательских центров (холдингов);

м) предложения по определению правового статуса ученых;

н) предложения по определению правового статуса научных коллективов.

Указанные результаты являются новыми и представляют собой объект авторского права – произведение науки.

В результате выполнения анализа ключевых специфичных особенностей организации науки и технологий в Российской Федерации, особенностей их законодательного регулирования и функционирования была решена четвертая из поставленных задач проекта: описаны ключевые специфические особенности организации науки и технологий в Российской Федерации, особенностей их законодательного регулирования и функционирования, и выработаны совместимые с международными трендами подходы к регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, оформленные в виде предложений к проекту федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

5) Разработаны предложения по совершенствованию и развитию существующих и формированию новых механизмов, институтов и инструментов правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации.

Разработанные предложения кратко можно обозначить следующим образом.

Основным приоритетом Стратегии социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года должно стать обеспечение максимально высоких темпов сбалансированного экономического роста в долгосрочной перспективе. В частности, реализация документа должна предполагать проведение преобразований, нацеленных на:

  • повышение эффективности государственного управления;
  • рост качества и условий предоставления государственных услуг;
  • создание условий и стимулов для развития человеческого капитала;
  • совершенствование инфраструктуры;
  • обеспечение конкурентоспособности экономических агентов как внутри страны, так и за ее пределами.

Очевидно, что достижение основных задач указанной Cтратегии требует встраивания системы науки в систему экономики, что, в свою очередь, невозможно без особого внимания законодательства к правовой регламентации следующих механизмов, институтов и инструментов:

1) развитие механизмов стратегического планирования в сфере науки и инноваций;

2) повышение эффективности научных исследований путем максимального использования полученных результатов научной, научно-технической деятельности;

3) изменение подходов к расходованию бюджетных средств на науку –  переход к системе общественного заказа в сфере науки;

4) создание системы «открытая наука» с использованием преимуществ информационно-телекоммуникационных технологий;

5) особое внимание к порядку финансирования фундаментальных научных исследований;

6) регулирование инфраструктуры поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Указанные направления реформирования механизмов, институтов и инструментов правового регулирования в сфере науки и инноваций полностью соответствуют основным международным и зарубежным трендам регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

C учетом изложенного, сформированы следующие предложения по совершенствованию и развитию существующих и формированию новых механизмов, институтов и инструментов правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации:

а) направления корректировки существующих механизмов, институтов и инструментов правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (под инструментами поддержки понимаются организационные, правовые и экономические меры стимулирования соответствующих видов деятельности);

б) новые механизмы, институты и инструменты правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

в) характеристика и подходы к регулированию правового статуса субъектов, ответственных за применение соответствующих механизмов и инструментов правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

г) характеристика и подходы к регулированию правового статуса субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;

д) предложения по адаптации новых подходов к регулированию в сфере науки и инноваций в российском законодательстве.

Указанные результаты являются новыми и представляют собой объект авторского права – произведение науки.

В результате разработки предложений по совершенствованию и развитию существующих и формированию новых механизмов, институтов и инструментов правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации была решена пятая из поставленных задач проекта: разработаны совместимые с международными и зарубежными трендами и обеспечивающие достижение показателей разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года предложения  по совершенствованию и развитию существующих и формированию новых механизмов, институтов и инструментов правового регулирования и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации к проекту федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

6) Разработаны предложения по комплексному нормативно-правовому регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих развитие существующих и формирование новых инструментов и механизмов планирования, осуществления, оценки результативности и эффективности, внедрения результатов и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, совместимые с глобальными трендами научно-технологического развития.

Разработанные предложения затрагивают следующие сферы регулирования проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»:

1)  общие положения, включающие комплексный предмет регулирования проекта федерального закона, уточненный понятийный аппарат научной, научно-технической и инновационной деятельности;

2) государственная политика Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая вопросы планирования, прогнозирования, определения приоритетных направлений научно-технологического развития;

3) содержание научной, научно-технической, инновационной и научно-экспертной деятельности, включая вопросы государственной поддержки;

4) характеристика и правовое положение субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;

5) инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности;

6) территориальные аспекты стимулирования и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности;

7) оценка и мониторинг научной, научно-технической и инновационной деятельности;

8) финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности;

9) экономическая деятельность и инвестиции, государственно-частное партнерство в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;

10) информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственные информационные системы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 

Разработанные предложения в виде формулировок правовых норм, подлежащих включению в проект федерального закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации, отражают направления развития, формируемые в рамках стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, а также создают необходимые условия для реализации  Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, проект которой был рассмотрен на заседании Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации 23 ноября 2016 г. и утвержден указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642.

Кроме того, включение указанных правовых норм в текст проекта федерального закона позволит обеспечить развитие сферы науки и инноваций в Российской Федерации с учетом современного и прогнозируемого состояния зарубежных и международных трендов изменения регулирования в сфере науки, технологий и инноваций, к числу которых относятся следующие:

1) развитие сферы науки и инноваций как неотъемлемая составляющая общего курса устойчивого развития;

2) повышение внимания к научному просвещению и популяризации научной, научно-технической деятельности;

3) особая роль стратегического планирования и прогнозирования в сфере научной, научно-технической деятельности;

4) установление требований к мониторингу научной, научно-технической и инновационной деятельности;

5) открытая наука и особая роль информационно-коммуникационных технологий в формировании системы открытой науки и развитии инноваций;

6) повышение внимания к фундаментальным исследованиям при реализации любых социально и экономически значимых проектов;

7) новые подходы к поддержке инновационной деятельности.

Предложенные формулировки и подходы позволят обеспечить выполнение Россией обязательств, принятых в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации, то есть подобное регулирование полностью соответствует и Договору о ЕАЭС, и иным международным договорам, заключенным Российской Федерацией.

Указанные результаты являются новыми и представляют собой объект авторского права – проект нормативного правового акта.

В результате подготовки вышеуказанных предложений была решена шестая из поставленных задач проекта: сформулированы предложения в виде текста правовых норм, подлежащих включению в проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», обеспечивающие развитие существующих и формирование новых инструментов и механизмов планирования, осуществления, оценки результативности и эффективности, внедрения результатов и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, совместимые с глобальными трендами научно-технологического развития.

7) Разработаны рекомендации по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок.

При разработке рекомендаций по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок были проведены прогнозные исследования с применением метода технологического форсайта.

Результатом прогнозных исследований стал перечень научно-технологических приоритетов исследований и разработок и пояснительная записка к нему.

Указанные результаты являются новыми и представляют собой объект авторского права – произведение науки.

В результате разработки рекомендаций по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок была решена седьмая из поставленных задач проекта: определен перечень научно-технологических приоритетов, реализуемых в рамках новой системы комплексного нормативно-правового регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Полученные результаты исследований соответствуют лучшим российским практикам и среднему мировому уровню исследований в соответствующей сфере.

Все задачи исследования были решены в полном объеме, что позволило полностью решить поставленную цель исследования: разработать систему предложений по комплексному нормативно-правовому регулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих развитие существующих и формирование новых инструментов и механизмов планирования, осуществления, оценки результативности и эффективности, внедрения результатов и поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности с учетом задач, формируемых в рамках Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и с учетом современного состояния зарубежных и международных трендов изменения регулирования в сфере науки, технологий и инноваций.

Выполненные работы и полученные результаты работ в полном объеме соответствуют Приложению № 1 к Соглашению № 14.601.21.0010 о предоставлении субсидии.

В результате выполнения работ были достигнуты следующие индикаторы:

1) «Предложения по реализации эффективной государственной политики, направленной на развитие сектора исследований и разработок».

2) «Рекомендации по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок».

Комиссия Минобрнауки России признала обязательства по Соглашению на отчетном этапе исполненными надлежащим образом.

Дальнейшее использование результатов проекта возможно Минобрнауки России, иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной Думой Российской Федерации при разработке проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности». При этом в целях практического использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках проекта, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации осуществляет информационное и экспертно-аналитическое сопровождение.

Институт сотрудничает

Контактная информация

Здание на м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59

Вход

Забыли пароль?