Взять за основу
Источник: «Российская газета»
Сопредседатель рабочей группы по изменению Конституции, академик РАН Талия Хабриева заявила в эксклюзивном интервью "РГ", что в будущем все правительство не будет уходить в отставку вместе с премьер-министром. Такие положения заложены в предлагаемых главой государства поправках в Основной закон, и это придаст больше стабильности политической системе. В целом, по словам Талии Хабриевой, готовящиеся поправки в Основной закон имеют социальную направленность, расширяют демократизацию формирования власти, а также помогают укреплять суверенитет.
Талия Ярулловна, расскажите, чем была вызвана необходимость поправок в Конституцию и была ли вообще такая необходимость?
Талия Хабриева: Коррекция текста Основного закона должна подчиняться логике конституционного развития общества. Предлагаемые поправки вызваны, прежде всего, значительными изменениями, произошедшими в стране.
Например, какими?
Талия Хабриева: В 2018 году МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом. Это большое достижение, и президент предложил включить в 75 статью Конституции соответствующую норму, чтобы выравнивание МРОТ и прожиточного минимума стало обязанностью государства. Почему это важно…
Да, действительно: почему?
Талия Хабриева: МРОТ используются для расчета размеров различных выплат, социальных пособий. Например: для определения минимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам. Фиксирование нормы именно в Конституции делает их незыблемыми, как сказал Президент, чтобы их нельзя было отменить, если кому-то в будущем это придет в голову.
Тем не менее, поправки не ограничиваются только социальными нормами.
Талия Хабриева: Рассматриваемый проект поправок в Конституцию решает четыре задачи. Первая: существенно дополнить нормы о социальном характере государства. Вторая: укрепить верховенство Конституции и, в конечном счете, повысить защиту правового суверенитета. Третья задача: продолжить демократизацию формирования и функционирования органов публичной власти. Четвертая: усилить стабильность системы федеральных органов исполнительной власти и в целом политической системы.
Пойдем по порядку. С первым пунктом разобрались. Вторая задача: о чем речь?
Талия Хабриева: Подтверждается конституционная идентичность России через уточнение взаимоотношения с международным правопорядком.
То есть?
Талия Хабриева: Статью 79 Конституции, где говорится об участии России в международных государственных объединениях, предлагается дополнить нормой, что не подлежат исполнению на территории Российской Федерации решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Проект поправок в Конституцию решает четыре задачи. И первая из них - существенно дополнить нормы о социальном характере государства
Значит, все-таки правду говорят некоторые эксперты, считающие, что мы перестанем подчиняться тому же ЕСПЧ, в результате наши граждане потеряют возможность защиты своих прав в Страсбурге?
Талия Хабриева: Это в корне неверно.
Почему же?
Талия Хабриева: Указанное право граждан не затрагивается, изменение подтверждает уже закрепленную в ст. 15 Конституции, кстати, не изменяемую, систему соотношения международного и национального права. Напомню, в соответствии с этой статьей, общепризнанные нормы и принципы международного права часть нашей правовой системы, на вершине которой наша Конституция. По-прежнему, если международным договором установлены иные правила чем предусмотрены законом, то применяется норма международного договора.
То есть верховенство признается только над законом, а не над Конституцией?
Талия Хабриева: Именно так. Вообще редко где международный договор превалирует над национальным законодательством и даже Конституцией.
Можете привести примеры?
Талия Хабриева: Классический пример - Франция. Есть немало судебных решений в странах Евросоюза, согласно которым, верховенство норм международного права не применяется во внутреннем правопорядке к конституционным нормам. Конституционный Суд России неоднократно указывал, что нормы международного права не отменяют для российской правовой системы приоритет и реализуется при условии признания высшей юридической силы именно Конституции РФ.
Есть даже примеры, когда внутренние законы страны имеют приоритет над международным правом (например, в ЮАР).
И какой будет порядок действия международных договоров?
Талия Хабриева: Через рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации, процедура определения возможности исполнения решения межгосударственного органа уже установлена в ФКЗ "О Конституционном Суде".
Простите, это звучит достаточно сложно.
Талия Хабриева: Речь, например, о решениях, основанных на расширительном толковании международных договоров и конвенций.
Иными словами, вы хотите сказать, что прямо в конвенции такого не записано, но орган предлагает понимать норму так и так.
Талия Хабриева: Да, при этом толкование, по сути, приравнивается к конвенции.
Почему другие страны спокойно принимают такие толкования, а мы возражаем? Или такая проблема, когда решение не нравится, возникает только у нас?
Талия Хабриева: Неприятие возникает и в других странах. Например, в Италии, решением Европейского Суда по правам человека, по сути, было предписано разрешить однополые браки, что вызвало протесты церкви, населения. А в законодательстве Польши был урегулирован порядок прерывания беременности. В ЕСПЧ посчитали, что нарушается европейская конвенция по защите прав человека. Польша страна католическая, и это было воспринято как покушение на основополагающие традиции и национальные ценности.
Когда президент отправляет в отставку председателя правительства, это не означает, что все правительство будет уходить в отставку, как сейчас
Переходим к третьему пункту: демократизация формирования органов власти.
Талия Хабриева: Происходит перераспределение полномочий в системе функционирования публичной власти: Президент делится полномочиями с Государственной Думой, Советом Федерации. В 2008 году Госдума получила полномочия заслушивать отчеты правительства. Теперь делается следующий шаг: Госдума будет утверждать кандидатуры председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров, а у Совета Федерации появятся новые полномочия, связанные с формированием органов силового блока.
Вряд ли есть смысл рассказывать подробности, все это широко обсуждается СМИ. Но как эти нормы согласуются с названной вами четвертой задачей: усилением стабильности власти?
Талия Хабриева: Согласно предлагаемым поправкам, когда президент отправляет в отставку председателя правительства, это не означает, что все правительство будет уходить в отставку, как сейчас. Может сохраниться и структура федеральных органов исполнительной власти. Это придаст больше стабильности и устойчивости системе государственных органов и всей политической системе.
Подобные масштабные поправки в Конституцию вносятся впервые с момента ее принятия. Скажите честно как ученый-правовед: это точно не переписывание Основного закона?
Талия Хабриева: Это не пересмотр Конституции, так как не затрагиваются первая, вторая и девятая главы. Напомню, они не могут быть пересмотрены или изменены в обычном порядке парламентом, для этого необходимо созывать Конституционное собрание. Когда в стране отмечали 25-летний юбилей Конституции России, эксперты сошлись во мнении, что 1-я и 2-я главы, содержащие базовые ценности российского общества, закрепляющие права и свободы человека, в полной мере сохраняют основополагающее значение. Необходимости их менять нет. Поправки вносятся в главы 3, 4, 5, 6, 7, 8. Они развивают основы конституционного строя и ценностный каталог российского общества, закрепленные в главах 1 и 2, но не нарушают их.
Какая предусмотрена процедура принятия поправок для этих глав?
Талия Хабриева: Согласно 136-й статье Конституции, используется процедура принятия федерального конституционного закона, необходимо одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Кроме того, президент предложил внести дополнительный демократический элемент в эту процедуру.
Какой?
Талия Хабриева: Глава государства предложил окончательное решение о судьбе изменении конституции отдать на усмотрение российских граждан, проведя общероссийское голосование.
Как оно будет проходить?
Талия Хабриева: Эти правила должны быть прописаны в законе о поправке Конституции. После прохождения законом всех стадий законодательного процесса, в Государственной Думе, Совете Федерации и одобрения в субъектах Российской Федерации, он будет подписан президентом. Процедурная часть закона начнет действовать сразу, в соответствии с ней состоится голосование граждан Российской Федерации и только по его результатам, предложенные изменения Конституции станут частью Основного закона, то есть вступят в силу.
Вы возглавляете Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России. Изменятся ли его задачи в связи с усовершенствованием Основного закона?
Талия Хабриева: Основные задачи сохраняются свою актуальность
Мы продолжим обеспечивать экспертное сопровождение деятельности правительства, которое уже определило свои приоритеты и приоритеты нашей научной деятельности. Ученые-юристы продолжат и дальше участвовать в подготовке концепции новых законов, правовых заключений по проектам федеральных законов, которые требуют официальных отзывов и заключений правительства, заниматься проблемами законотворческой деятельности в широком смысле. В настоящее время ученые Института оказывают юридическую помощь в проработке предложений по внесению изменений в Конституцию, которые поступают в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.
В связи с появлением дополнительных полномочий Конституционного Суда, его большую включенность в законотворческий процесс, можно ожидать новых обращений от судей Конституционного Суда. Каждый год из Конституционного Суда, в порядке, определенном в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в Институт поступают до двух десятков обращений о доктринальных позициях по вопросам конституционности тех или иных правовых актов.
Институт откликается и на другие новые вызовы перед юридической наукой, в частности, сейчас готовим проект концепции нормативно -правового регулирования в сфере цифровизации в рамках национального проекта "Цифровая экономика".
Пожалуй, это правовая тема номер один в развитом мире?
Талия Хабриева: Сегодня многие государства находятся в поисках стратегии регулирования. Традиционные инструменты не всегда применимы, и здесь нужно подумать о том, что предложить, чтобы, с одной стороны, цифровизация служила прогрессу общества и развитию экономики. А с другой - не размывалась ценностная основа конституционных прав и свобод человека. Например: неприкосновенность частной жизни, защита персональных данных.
В вашем институте регулярно проводится Арктический форум.
Талия Хабриева: Исследования, связанные с Арктикой, институт ведет еще с 20-х готов прошлого века. Арктика - особый регион для России, и сейчас его значение только возрастает. Продолжает нарастать нормативный массив, связанный с развитием Арктики, использованием ее богатств, сохранением экологии. Все это требует тщательной правовой проработки и системного регулирования. Институт предложил свою версию Федерального Закона "О развитии Арктики" и к тому же участвовал в разработке концепции закона, который прошел первое чтение в Государственной Думе.
Вы являетесь членом Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы). Какие-то ее решения подпадают под действие предлагаемых поправок в Конституцию, защищающие наш правовой суверенитет?
Талия Хабриева: Заключения Венецианской комиссии носят рекомендательный характер. Это скорее ориентиры для законодателей стран-участниц соглашения. Например, научный доклад Венецианской комиссии об избирательном праве раскрывает общедемократические стандарты, которые точно будут учтены при разработке регулирования общероссийского голосования по поправкам к Конституции. Оно должно быть равным, свободным, доступным, прозрачным.
ИЗиСП выполняет функции секретариата делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия), также в институте ежегодно проходит международный конгресс сравнительного правоведения. Как эта работа влияет на Российскую систему права? Какие значимые события произошли в работе института по этому направлению?
Талия Хабриева: Функция Венецианской Комиссии - сохранение общего конституционного наследия, в этих целях она проводит научные исследования, дает правовую оценку законодательству разных стран, включая конституционные реформы. Недавно Венецианская комиссия указала Украине на нарушения, связанные с принятием Закона "Об образовании", который ведет к языковой дискриминации национальных меньшинств.
Институт, выполняя функции секретариата делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия), действует на основе меморандума о сотрудничестве заключенного с ней в 2014 году. Институт осуществляет не формальный перевод правовых заключений Венецианской комиссии на русский язык, который размещается на сайте Комиссии. В этом году, совместно с Венецианской комиссией, в Институте пройдет 10-юбилейный Конгресс сравнительного правоведения, посвященный 30-летию создания этого авторитетного международного форума юристов. Совместно с Венецианской комиссией мы готовим к изданию публикации о деятельности Венецианской комиссии, часть которых уже опубликована на английском и русском языках. Таким образом, российская доктрина конституционного права пополняет европейское конституционное наследие и оказывает влияние на конституционную практику других стран.