Состоялось пленарное заседание Шестого Евразийского антикоррупционного форума «Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции»

26.04.2017

26 апреля 2017 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации состоялось пленарное заседание Шестого Евразийского антикоррупционного форума «Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции» (далее – Форум) под председательством директора Института, члена Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, вице-президента, академика РАН, доктора юридических наук, профессора Талии Ярулловны Хабриевой.

Талия Ярулловна во вступительном слове отметила, что география Форума обширна и не ограничивается евразийским регионом. Высокий уровень научного представительства стран был обеспечен учеными и специалистами-практиками, например, в Форуме приняли участие Генеральный прокурор Республики Беларусь Александр Владимирович Конюк, в продолжение давнего сотрудничества с Институтом права Китайской академии общественных наук (КАОН) в пленарном заседании – заместитель директора Института права, профессор Чэнь Су, другие представители ведущих Европейских и Евразийских мировых научных центров, включая исследовательский университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Французская Республика), Институт законодательства Республики Казахстан, Таджикский национальный университет.

С приветственным словом к участникам Форума обратился Директор Службы внешней разведки Российской Федерации, председатель Попечительского совета Института доктор экономических наук Сергей Евгеньевич Нарышкин. Сергей Евгеньевич подчеркнул, что в вопросах безопасности происходит переход от конфронтации различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблемой распространения оружия массового поражения и т.п.). Однако к вопросам противодействия коррупции эта тенденция применима до определенных пределов. К сожалению, в настоящее время такое взаимодействие не носит всеобъемлющего характера. В качестве примера была приведена ситуация с репатриацией доходов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности и выведенных за рубеж.

Выступление Декана и Исполнительного Секретаря Международной антикоррупционной академии (IACA) Мартина Кройтнера было посвящено социальному контексту и коллективным действиям в борьбе с коррупцией. Мартин Кройтнер подчеркнул необходимость международного и межсекторного взаимодействия в борьбе с террористической угрозой, отмыванием доходов, полученных преступным путем, и коррупцией, а также выразил свое согласие с С.Е. Нарышкиным о взаимосвязи проблем коррупции и национальной безопасности. Докладчик проинформировал участников Форума об образовательных программах, реализующихся в Международной антикоррупционной академии, а также упомянул о давних партнерских отношениях с Институтом.

Научную часть пленарного заседания открыла академик РАН Т.Я. Хабриева. В своем докладе, посвященном проблемам правового регулирования социального контроля и противодействия коррупции, Талия Ярулловна отметила, что в обществе сформировался устойчивый запрос на использование потенциала институтов гражданского общества и привлечения отдельных граждан к решению проблемы преодоления коррупции. Это доказывается положениями Конвенции ООН против коррупции 2003 года, в ст. 5 и 13 которой установлены международные обязательства государств-участников в области содействия развитию и осуществлению социального контроля в сфере противодействия коррупции. Обе статьи находятся в главе II «Меры по предупреждению коррупции» Конвенции, а это предопределяет значение социального контроля как профилактической деятельности. Кроме того, обязанность государств по ст. 5 Конвенции проводить политику противодействия коррупции, способствующую участию общества, должна отражать принципы правопорядка. Это свидетельствует о том, что участие общества также допускается в рамках действующего национального правопорядка.

Академик РАН Т.Я. Хабриева обратила внимание участников Форума  на очевидный вывод, который следует из Конвенции: еще рано говорить об устоявшемся международном стандарте социального контроля, поскольку ст. 13 Конвенции возлагает на каждое государство-участника обязательство по обеспечению участия гражданского общества в профилактике коррупции, в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства. В то же время нормы о социальном контроле очень слабо отражены в региональных антикоррупционных конвенциях, хотя и встречаются в рекомендательных актах (например, в Рекомендации, принятой Межпарламентской ассамблеей государств–участников СНГ в 2012 г.).

В аналитических материалах ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы проводятся обобщения форм деятельности НКО в противодействии коррупции, пропагандируется передовой опыт социального контроля некоторых стран, хотя и наблюдается некоторая непоследовательность. Например, для Молдовы признается полезным опыт по формированию дисциплинарных комитетов для судей с участием представителей НКО. Вместе с тем в методологических документах Венецианской комиссии основным принципом считается решение дисциплинарных вопросов внутри судейского корпуса.

Т.Я. Хабриева выразила надежду на то, что, опираясь на научные исследования, международные организации, такие как ООН (Управление ООН по наркотикам и преступности), Международная антикоррупционная академия и другие, в будущем сформируют международный стандарт социального контроля в сфере противодействия коррупции.

В докладе были также рассмотрены общие подходы государств ЕАЭС к концепции социального контроля за противодействием коррупции.

Т.Я. Хабриева отметила, что исследования Института подтверждают развитие евразийских государств, как и западных стран, в русле реализации концепции открытого правительства (или стремятся к ее реализации по мере создания необходимых условий).

В евразийских странах также заметны усилия по формированию антикоррупционной культуры, освоению азов проведения антикоррупционной пропаганды и использованию дополнительных возможностей осуществления социального контроля.

Современные исследования показывают видоизменение целеполагания социального контроля в процессе его юридического закрепления и реализации в деятельности отдельных субъектов, задействованных в его осуществлении, которые вкладывают в него смысл, близкий к правоохранительной деятельности, apriori являющейся государственной функцией.

Таким образом, формируется квазилегальная конструкция социального контроля, в основу которой закладывается презумпция антагонизма между органами публичной власти и субъектами общественного контроля, что в перспективе может привести либо к огосударствлению общественного контроля как это было в советское время и нивелированию негативных последствий этого антагонизма либо к его обострению. К этому следует добавить, что акцентирование внимания на самостоятельности и самоуправляемости субъектов социального контроля в научных исследованиях, международных рекомендациях и актах национального законодательства не может исчерпать проблему независимости осуществляемой ими деятельности.

Эти явления требуют изучения. Тем более, что в исследованиях ООН в последнее время развивается тезис о необходимости противодействия проявлениям коррупции в организациях гражданского общества.

В пленарном заседании Форума приняли участие:

Воронин Юрий Викторович, Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации.

Конюк Александр Владимирович, Генеральный прокурор Республики Беларусь.

Федоров Александр Вячеславович, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, профессор.

Дыбова Елена Николаевна, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Русецкий Александр Евгеньевич, начальник Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Михайлов Валентин Иванович, заместитель начальника правового управления Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», доктор юридических наук.

Тарабрин Владимир Евгеньевич, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросам международного антикоррупционного сотрудничества.

Чэнь Су (Chen Su), заместитель директора Института права Китайской академии общественных наук, профессор (Китайская Народная Республика).

Баснак Дмитрий Валерьевич, директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, кандидат экономических наук.

Муталенко Анастасия Александровна, руководитель проекта ОНФ «За честные закупки», член Центрального штаба ОНФ.

Шильстейн Давид (David Chilstein), профессор, заведующий кафедрой уголовного права, исследовательского университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Французская Республика).

Крылова Дина Владимировна, омбудсмен в сфере противодействия коррупции, ответственный секретарь Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, главный эксперт Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Калашник Максим Владимирович, директор департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста России.

Василевич Григорий Алексеевич, заведующий кафедрой конституционного права Белорусского государственного университета, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь (1997-2008) в отставке, доктор юридических наук, профессор (Республика Беларусь).

Южаков Владимир Николаевич, директор Центра технологий государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор.

Работа Форума была продолжена 27 апреля 2017 г. в форматах секционных заседаний и круглых столов:

  1. Взаимодействие государства и общественных институтов в борьбе с коррупцией в России и за рубежом; бизнес в системе социального контроля коррупции.
  2. Современные технологии социального контроля в механизме противодействия коррупции на евразийском пространстве.
  3. Содержание конфликта интересов, его формы и способы урегулирования.
  4. Частное право и общественный контроль как факторы противодействия коррупции.
  5. Противодействие коррупции в восточноазиатских государствах (КНР, Япония, Республика Корея): правовые меры контроля.
  6. Проблемы уголовно-правового противодействия коррупционной преступности; юридическое и социологическое измерения бытовой коррупции.
  7. Общественный контроль в предотвращении коррупционных проявлений в природоохранной сфере.
  8. Образовательные стандарты и компетенции в сфере противодействия коррупции.

При подведении итогов Форума был обсужден проект Рекомендаций, а его участниками были даны предложения и замечания по содержанию.

Так же участникам Форума были вручены сертификаты и предоставлена возможность получения в электронной форме научных публикаций Института, посвященных вопросам противодействия коррупции:

– Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации (монография).

– Глоссарий юридических терминов по антикоррупционой тематике.

– Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование (научно-практическое пособие).

– Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения (научно-практическое пособие).

– Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции (научно-практическое пособие).

– Противодействие коррупции. Новые вызовы (монография).

– Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией (научно-практическое пособие).

 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?