Проблемные семинары «Сравнительно-правовой анализ конституционного статуса этносов в различных государствах мира» и «Анализ международно-правовых актов, регулирующих межнациональные отношения»

30.10.2013

30 октября 2013 года в Институте прошел проблемный семинар  «Сравнительно-правовой анализ конституционного статуса  этносов в различных государствах мира». В качестве модератора семинара выступила д.ю.н., проф., заведующая центром публично-правовых исследований Института Л.В. Андриченко.

В рамках семинара выступили доктор социологических наук, профессор, заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии Российской академии наук В.И. Мукомель, а также сотрудники Института: д.ю.н., проф., заведующая центром публично-правовых исследований Л.В. Андриченко; заведующая центром сравнительно-правовых исследований А.А. Каширкина; к.ю.н., ведущий научный сотрудник Д.О. Сиваков; к.ю.н., старший научный сотрудник В.Р. Авхадеев и другие. Были обсуждены проблемы в области межнациональных отношений, включая проблемы регламентации конституционного статуса этносов, а также рассмотрен опыт их решения в зарубежных странах.

В частности, в рамках обсуждения были затронуты такие проблемы, как:

  • влияние глобализации на локальные этнические культуры и правовые инструменты их сохранения; создание условий для участия национальных меньшинств и коренных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
  • преодоление распространенности негативных стереотипов в отношении отдельных народов; предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; проблемы борьбы с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма;
  • влияние миграционных процессов на межэтнические и межконфессиональные отношения; изменения в миграционной политике зарубежных стран; способы преодоления нелегальной миграции;
  • формирование гибкой системы расселения, учитывающей многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения; противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;
  • совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества; формирование культуры межнационального (межэтнического) общения;
  • эффективные средства адаптации и интеграции мигрантов; роль общественных объединений в социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
  • вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога;
  • ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, гармонизацию межнациональных отношений, профилактику возникновения конфликтных ситуаций, содействие диалогу между представителями различных этнических общностей; объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для достижения межнационального мира и согласия;
  • совершенствование правовых основ, научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков;
  • принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение и обеление националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма;
  • участие институтов гражданского общества и интернет-провайдеров в противодействии пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
  • создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующихся на диверсификации источников информации и обеспечивающих возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций;
  • реализация мер правового и информационного характера по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

Так, в докладе В.И. Мукомеля было отмечено, что с ксенофобией сталкиваются представители всех «видимых меньшинств». Однако в первую очередь ксенофобия проецируется на представителей мигрантских меньшинств. Приток мигрантов воспринимается принимающим населением как нарушение сложившегося общественного порядка, и противодействие мигрантам рассматривается как восстановление статус-кво. Линия противостояния проходит в социокультурной сфере: постоянное население убеждено, что культуры мигрантов размывают культурное ядро локальных сообществ. Население полагает, что приток мигрантов угрожает социальной стабильности, провоцирует конфликты между местным населением и мигрантами, что мигранты не уважают традиции и нормы поведения, принятые в их сообществе.Между тем труд мигрантов крайне востребован на рабочих местах, характеризующихся плохими или тяжёлыми условиями труда, сезонностью, низкими заработками, к которым местное население индифферентно. Уже сегодня в России сформировались ниши и сферы занятости, функционирующие в значительной мере благодаря мигрантам: строительство, оптовая и розничная торговля, коммунальные и персональные услуги, общественное питание, общественный транспорт.

Без изменения социальной среды, без противодействия ксенофобии и мигрантофобиям, потуги на конструктивную политику в области иммиграции обречены на провал.
В выступлении Л.В. Андриченко были рассмотрены основные конституционно-правовые модели статуса национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, имеющиеся в мировой практике. Рассмотрены проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, в том числе проанализированы новеллы российского законодательства по вопросам обеспечения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия.
Д.О. Сиваковым были затронуты вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Выступающий отметил необходимость шире развивать институты государственно-частного партнерства в решении проблем защиты территорий традиционного расселения и сохранении видов традиционного природопользования малочисленных народов.
В.Р. Авхадеев остановился на проблемах Арктики и особенностях защиты государствами данного региона прав коренных народов. Он отметил, что к Арктике относится часть территорий восьми государств: Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии, Канады, России и Соединённых Штатов; она является родиной десятков групп коренных народов. В выступлении В.Р. Авхадеев также остановился на роли Арктического совета в обеспечении устойчивого развития коренных народов, проживающих в Арктическом регионе.

Также 30 октября 2013 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошел проблемный семинар «Анализ международно-правовых актов, регулирующих межнациональные отношения», в рамках которого были рассмотрены следующие научно-практические вопросы концептуального и прикладного значения:    
- оценка соотношения понятий «нация», «народ», «этнос» в международном праве и современные теории развития цивилизаций;
- принцип самоопределения народов и наций как общепризнанный принцип международного права: за и против, новые трактовки в прочтении и юридическом наполнении;
- специфика международного регулирования в области межнациональных отношений: роль «мягкого права» и рекомендательных актов;
- международно-правовые акты, касающиеся правового регулирования межнациональных отношений в условиях глобализации;
- защита интересов многонациональных государств в современном международном праве;
- взаимодействие международных актов, регулирующих межнациональные отношения, и национального законодательства в Российской Федерации и других государствах мира.

Ведущим и модератором проблемного семинара выступила руководитель центра сравнительно-правовых исследований кандидат юридических наук А.А. Каширкина. 

В ходе семинара с выступлениями и сообщениями, посвященными актуальным проблемам регламентации межнациональных отношений на международном уровне, а также в зарубежных странах, выступили заместитель директора Института доктор юридических наук, профессор А.Я. Капустин, руководитель центра сравнительно-правовых исследований кандидат юридических наук А.А. Каширкина, ведущий научный сотрудник центра сравнительно-правовых исследований кандидат юридических наук А.Н. Морозов, ведущий научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств кандидат юридических наук  Н.А. Голованова, ведущий научный сотрудник отдела конституционного права кандидат юридических наук Л.Н. Васильева.

В ходе дискуссии, помимо определенных в программе вопросов, были обсуждены также проблемы реализации международно-правовых актов, регламентирующих межнациональные отношения в правовой системе Российской Федерации; правовые вопросы разрешения коллизий между международно-правовыми и внутригосударственными актами в сфере межнациональных отношений; особенности международного «мягкого права» в области межнациональных отношений и его взаимодействие с внутригосударственными актами; особенности зарубежного опыта нормативной регуляции межнациональных отношений и возможность его рецепции в Российской Федерации с учетом правовых, экономических, национальных и культурных особенностей. 

В числе международно-правовых актов, вошедших в орбиту научного обсуждения в рамках проблемного семинара, в частности, были включены: Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств 1995 г., Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств 1992 г., Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г., Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.    
В аспекте компаративистского анализа и особенностей взаимодействия зарубежных нормативных правовых актов с международно-правовым регулированием были проанализированы: Закон Испании 2005 г.  «О расширении автономии Каталонии», Закон США 1965 г. «О реформе миграционного законодательства», Закон Латвии 1998 г. «Об образовании» с поправками 2004 г., Закон Украины 1992 г. «О национальных меньшинствах в Украине», Закон Украины 2012 г. «О принципах государственной языковой политики», Закон Республики Армения 1993 г. «О языке». 

Подвела итоги обсуждения ведущий проблемного семинара – руководитель центра сравнительно-правовых исследований кандидат юридических наук А.А. Каширкина. По итогам семинара было резюмировано, что проблема межнациональных отношений представляет собой чрезвычайно важный и в тоже время деликатный характер, т.к. обусловлена факторами не только правового, но и национально-культурного, религиозного, этнического, а   также исторического характера. В этой связи эффективность и результативность правовой регуляции межнациональных отношений обусловлена нахождением оптимального баланса законодательного регулирования и международно-правовой регламентации с учетом особенностей, выходящих за сугубо правовые рамки, а лежащих, в том числе, в плоскости религиозных, культурных и этнических аспектов. В то же время принцип самоопределения народов и наций в системе общепризнанных принципов международного права должен рассматриваться в обязательной связке и корреспондировании другим принципам международного права, в первую очередь, принципам территориальной целостности государства, нерушимости государственных границ, соблюдении и защиты прав человека. В связи с вышеизложенным, в современных условиях, правовое прочтение принципа самоопределения народов и наций должно осуществляться сквозь призму поиска оптимальной модели автономизации с сохранением культурных особенностей, языка и традиций этнонациональной группы, но без отделения от государства, т.е. реализовываться посредством государственных мер в сфере национальной политики. Указанное будет способствовать стабилизации геополитической обстановки в мире и минимизации конфликтов международного и немеждународного характера.   

 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?