Председатель Государственной Думы С. Нарышкин объявил об обращении России в Венецианскую комиссию

05.03.2014

5 марта 2014 года в Государственной Думе прошло заседание рабочей группы при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов.

Председатель Госдумы С.Е. Нарышкин проинформировал о том, что юридической комиссией ПАСЕ 3 марта 2014 г. в Венецианскую комиссию был отправлен вопрос в связи с событиями на Украине.

Состав рабочей группы:

ПЛИГИН Владимир Николаевич - председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству (руководитель рабочей группы);

АЛЕБАСТРОВА Ирина Анатольевна - доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина;

АФАНАСЬЕВ Дмитрий Олегович - председатель комитета партнеров адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»;

ВЫЛЕГЖАНИН Александр Николаевич - заведующий кафедрой международного права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России;

ГАВРИЛОВ Сергей Анатольевич - председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности;

ГЕВОРГЯН Кирилл Горациевич - директор правового департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации;

ГРИБ Владислав Валерьевич - заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации;

ДЕГТЯРЕВ Михаил Владимирович - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям;

КРОТОВ Михаил Иосифович - советник Председателя Государственной Думы;

КУРБАНОВ Рашад Афатович - начальник отдела по научному обеспечению деятельности делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;

ЛИХАЧЕВ Василий Николаевич - член Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками;

МАРКОВ Сергей Александрович - член рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по международному сотрудничеству и общественной дипломатии;

МОСКАЛЬКОВА Татьяна Николаевна - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками;

ПЕТРОВ Андрей Евгеньевич - начальник Аналитического управления Аппарата Государственной Думы;

ПОЛЛЫЕВА Джахан Реджеповна - Руководитель Аппарата Государственной Думы;

ПУШКОВ Алексей Константинович - председатель Комитета Государственной Думы по международным делам;

СЛУЦКИЙ Леонид Эдуардович - председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками;

ФИЛАТОВА Мария Анатольевна - заместитель руководителя Представительства Конституционного Суда Российской Федерации в г. Москве;

ШАХРАЙ Сергей Михайлович - проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, научный руководитель Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова;

ШУЛЬЖЕНКО Юрий Леонидович - заместитель директора Института государства и права Российской академии наук;

ШУТОВ Андрей Юрьевич - декан факультета политологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Направления деятельности Венецианской комиссии

Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) является независимым консультативным органом Совета Европы, созданным в 1990 году. Количество членов ВК - 59, ассоциированных членов – 1, наблюдателей – 7, из них с особым статусом – 2.

Российская Федерация вошла в состав Венецианской комиссии с 2001 года.

Венецианская комиссия рассматривает национальное действующее законодательство и законопроекты как членов комиссии, так и стран, не являющихся ее участниками.

Анализ осуществляется в следующих сферах:

• в сфере конституционных реформ, отношений между различными ветвями власти, федерализма и регионализма; 

• в сфере защиты прав и основных свобод человека; 

• в сфере избирательной системы; 

• в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также судебной системы. 

Венецианская комиссия может анализировать любые национальные акты с позиции их соответствия общепринятым европейским стандартам и принципам. 

Заключения, принятые по законодательству РФ

За период работы Венецианской комиссии в отношении РФ было подготовлено всего 11 заключений, из них 8 – по действующим законам РФ (подготовлены по инициативе Комитета по мониторингу ПАСЕ) и 3 заключения на законопроекты (1 – по инициативе Комитета по мониторингу ПАСЕ, 1 - Президента ПАСЕ, 1 – по инициативе РФ), а также 1 комментарий к законопроекту (инициировано РФ).

Из 11 заключений Венецианской комиссией было принято:

• в сфере конституционных реформ, отношений между различными ветвями власти, федерализма и регионализма – 4 заключения; 

• в сфере защиты прав и основных свобод человека – 5 заключений; 

• в сфере избирательного законодательства - 1 заключение;

• в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также судебной системы – 1 заключение.

В настоящее время (с декабря 2012 г.) на рассмотрении Венецианской комиссии находится Федеральный закон Российской Федерации от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (по запросу Комитета по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ). В связи с поданной 5 сентября 2013 г. уполномоченным по правам человека В.П. Лукиным в Конституционный суд РФ жалобы на указанный закон (рассмотрение назначено на 6 марта 2014 г.), на 97-ой пленарной сессии Венецианской комиссии, состоявшейся 6-7 декабря 2013 г., было принято решение о переносе рассмотрения Закона РФ от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ на 98-ую пленарную сессию (март 2014 г.).

Заключения, принятые по законодательству Украины

На сегодняшний день делегатом Украины в Венецианской комиссии выступает Сергей Кивалов (председатель Комитета по вопросам правосудия Верховной Рады Украины), заместитель – Владимир Пилипенко (член парламента).

За весь период деятельности Венецианской комиссии в отношении украинского законодательства было подготовлено 68 заключений, в том числе на действующее законодательство – 25 и на законопроекты - 43.

По сферам анализа:

Из 68 заключений Венецианской комиссией было принято:

- в сфере конституционных реформ, отношений между различными ветвями власти, федерализма и регионализма – 18 заключений (из них 3 смешаны с судебной сферой);

- в сфере защиты прав и основных свобод человека – 19 заключений;

- в сфере избирательного законодательства – 26 заключений;

- в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также судебной системы – 5 заключений.

По хронологии:

Из 68 заключений Венецианской комиссией было принято:

1995 г. – 1 заключение (в сфере конституционных реформ);

1996 г. – 1 заключение (в сфере конституционных реформ);

1997 г. – 1 заключение (в сфере конституционных реформ);

1998 г. – 1 заключение (в сфере защиты прав человека);

2000 г. – 3 заключения (1 в сфере судебной системы; 2 – в сфере избирательного законодательства);

2001 г. – 2 заключения (1 – в сфере конституционных реформ; 1 – в сфере избирательной системы);

2002 г. – 2 заключения – (1 – в сфере избирательной системы; 1 – в сфере защиты прав);

2003 г. – 1 заключение (в сфере конституционных реформ);

2004 г. – 8 заключений (5 заключений – в сфере защиты прав; 1 – в сфере конституционной реформы; 2 – в сфере избирательного законодательства);

2005 г. – 1 заключение (в сфере конституционной реформы);

22 января 2006 года Совет министров иностранных дел ЕС утвердил мандат Еврокомиссии на переговоры с Украиной о новом базовом соглашении, призванном обеспечить качественно новый, более глубокий формат отношений и послужить стратегическим ориентиром в проведении системных социально-экономических реформ на Украине, широкомасштабной адаптации законодательства Украины к нормам и правилам ЕС.

2006 г. – 10 заключений (5 -  в сфере избирательного законодательства; 2 – в сфере защиты прав; 2 – в сфере ветвей власти; 1 – в сфере конституционных реформ (смешано с суд. системой);

2007 г. – 7 заключений (5 – в сфере избирательного законодательства; 1 – в сфере депутатской неприкосновенности; 1 – в сфере судебной системы);

2008 г. – 1 заключение (в сфере конституционных реформ);

2009 г. – 9 заключений (2 – в сфере защиты прав; 5 – в сфере избирательного законодательства; 2 – в сфере конституционных реформ);

2010 г. – 6 заключений (1 – в сфере избирательного законодательства; 1 – в сфере конституционных реформ; 2 – в сфере защиты прав; 2 – в сфере судебной системы);

2011 г. – 7 заключений (4 – в сфере защиты прав; 1 – в сфере избирательного законодательства; 1 – в сфере судебной системы; 1 – в сфере разграничения ветвей власти);

2012 г. – 1 заключение (в сфере защиты прав);

2013 г. – 6 заключений (3 – в сфере избирательного законодательства; 2 – в сфере конституционных реформ (смешаны со сферой судебной системы); 1 – в сфере защиты прав).

На 97-й пленарной сессии (декабрь 2013 г.) Комиссией было принято Совместное заключение по проекту изменений в законодательство о выборах народных депутатов Украины (в Закон «О выборах народных депутатов Украины» от 17 ноября 2011 года №4061-VI), а также заслушано принятое на 96-ой сессии (октябрь 2013 г.) Совместное заключение по законопроекту об органах прокуратуры Украины и Совместное заключение по проекту поправок в законодательство о выборах народных депутатов Украины.

В соответствии с предварительной повесткой 98-й пленарной сессии (март 2014 года) принятие заключений по законодательству Украины не планируется. Будет представлена информация о последних конституционных изменениях в Украине.

Статистические данные: /system/files/statisticheskie_dannye_po_prinyatym_zaklyucheniyam_.pdf

О порядке направления запросов в Венецианскую комиссию

Заключения

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Устава Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) (Резолюция Res(2002)03 Комитета министров Совета Европы от 21 февраля 2002 года):

В рамках своих полномочий Комиссия может давать свои заключения по запросам Комитета министров, Парламентской ассамблеи, Конгресса местных и региональных властей Европы, Генерального секретаря, а также по просьбе государств, международных организаций или структур, участвующих в работе Комиссии. Когда одно государство обращается с просьбой дать заключение по вопросу, касающемуся другого государства, Комиссия должна проинформировать об этом последнее, и, если оба государства, имеющие отношение к этому вопросу, не достигли договоренности, передать вопрос на рассмотрение Комитета министров.

В работе Комиссии участвуют следующие международные организации, которые, соответственно, могут запросить заключение:

  1. Европейская комиссия;
  2. Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ).

Краткое экспертное заключение (amicus curiae) – по запросам Европейского суда по правам человека и конституционных судов государств-членов (данные заключения не касаются вопросов конституционности актов, а только вопросов сравнительно-правового анализа) .

О возможности запроса от СНГ:

СНГ не является членом Комиссии и не обладает каким-либо другим специальным статусом в ней, как, например, Европейский союз. 

Тем не менее, в отношении данного субъекта было принято два консультативных заключения Комиссии, что объясняется необходимостью разъяснения  юридических сложностей, связанных с функционированием нескольких региональных и наднациональных организаций (Совета Европы и СНГ) на европейском пространстве и возможными юридическими коллизиями между ними, а точнее между их нормативными актами.  

Следует указать, что в обоих случаях инициатива исходила от органов Совета Европы (Генерального секретаря и представителей Парламентской Ассамблеи). Первое заключение касалось проведенного экспертами Комиссии анализа проблем, связанных с согласованием положений  Европейской конвенцией по правам человека и Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (CDL-INF (98) 8, Avis sur les problèmes juridiques découlant de la coexistence de la Convention des Droits de l'Homme et des Libertés fondamentales de la Communauté des Etats indépendants et de la Convention européenne des Droits de l'Homme, approuvé par la Commission de Venise lors de sa 34ème réunion plénière (Venise, 6-7 mars 1998)) . Во втором заключении представлены результаты проведенного анализа выявленных противоречий между европейскими стандартами в сфере избирательного права и Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государств - участников Содружества Независимых Государств (CDL-AD(2007)007,  Avis relatif à la Convention sur les normes en matière d'élections démocratiques, et les droits et libertés électoraux dans les Etats membres de la Communauté des Etats indépendants adopté par la Commission de Venise lors de sa 20e session plénière (Venise, 16-17 mars 2007)  Avis n° 399 / 2007).

 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?