Парламентские слушания «Проблемы практики деления земель на категории и пути перехода к территориальному зонированию»

21.05.2015

21 мая 2015 года ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук Е.А. Галиновская приняла участие в парламентских слушаниях на тему «Проблемы практики деления земель на категории и пути перехода к территориальному зонированию», организатором которых выступил Комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениями и строительству.

В парламентских слушаниях также приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества.

Были обсуждены проблемы определения правового режима земель и земельных участков исходя из их деления по целевому назначению на категории и оценки возможности перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию. Практически все выступающие обратились к проблеме разработки проекта федерального закона  № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

Участниками слушаний подчеркнуто, что деление земель на категории является работающим институтом установления правового режима земель, доказавшим свою жизнеспособность и в новых законодательных, и в экономических условиях. Реформирование данного института должно проходить с большой долей осторожности, нововведения должны быть максимально проработаны и обоснованы. В связи с этим в отношении законопроекта был высказан ряд замечаний: По мнению присутствующих, законопроект содержит большое количество весьма спорных и непроработанных положений; не ясен правовой режим и способы защиты  сельскохозяйственных, водных  и лесных зон, в том числе особо ценных; нет четко определенного переходного периода.

Выступающие в своих докладах отмечали, что реализация закона потребует очень высоких организационных и финансовых затрат, возникающих из-за того, что придется переписывать практически все документы, связанные с учетом земель, градостроительством, ведением лесного, водного хозяйства, развития ООПТ и др. Участники слушаний пришли к выводу о целесообразности особого обоснования таких затрат, особенно в условиях политического и финансового кризиса и при отсутствии острой необходимости реформ в предложенном виде.

В своем выступлении Елена Анатольевна Галиновская обратила внимание на то, что механизм территориального зонирования, заложенный в законопроекте, и идеологически, и концептуально  противоположен принятому институту деления земель на категории. Так, инструмент деления земель на категории исторически складывался как способ общегосударственной защиты сельскохозяйственных и лесных земель от стороннего использования. Для этого земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда отграничивались от иных, и им присваивался особый правовой режим. Заимствованное из зарубежных правовых систем (в том числе в США) территориальное зонирование, напротив, развивалось как способ обеспечения развития поселений, и, следовательно, именно для этого предназначено. Отсутствие учета этих различий может иметь далеко идущие негативные последствия для всего российского государства. В отличие от деления земель на категории, территориальное зонирование объективно не видит самостоятельной ценности в сельскохозяйственных, лесных землях, землях особо охраняемых территорий. Для такого подхода – это пространство для развития поселения. Собственно, в этом базовая причина того, что замечено всеми участниками слушаний – отсутствие в законопроекте четко прописанного режима сельскохозяйственных, лесных и водных территорий.

Кроме того, механизм территориального зонирования рассчитан, прежде всего, на закрепление широких полномочий по управлению земельными ресурсами именно за местными властями (что естественно для идеологии развития поселения). Полномочия федеральной власти (важность которых для деления земель на категории доказана) в предлагаемой конструкции неочевидны и без потерь для концепции зонирования могут быть максимально сужены. В случае принятия такого подхода он сам может оказаться причиной лишения федерального центра рычагов управления земельными ресурсами. Как следствие, возникнет риск развития волюнтаризма и центробежных настроений на местах, проблемы с реализацией межрегиональных проектов. В современных сложных политических и экономических условиях это не может не вызвать опасений.

Е.А. Галиновская констатировала, что установление категорий земель и их закрепление в правоустанавливающих документах на землю до сих пор служит связующим звеном между земельным законодательством СССР и современной России и юридически значимым доказательством прав на землю при ее приватизации в ходе аграрной и земельной реформ. Реформы еще не завершены, а при отмене деления земель на категории права землевладельцев могут оказаться не защищенными. Это может привести к большой социальной напряженности и конфликтам.

Выступление Е.А. Галиновской вызвало внимание и поддержку участников слушаний. Председательствующий на парламентских слушаниях заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по земельным отношениям и строительству М.Л. Шаккум, завершая слушания, предложил обратить внимание на выступление Е.А. Галиновской и подчеркнул огромную меру ответственности, которая ложится на разработчиков законопроекта. М.Л. Шаккумом отметил, что доработка принятого в первом чтении законопроекта не может проводиться в спешке, т.к. в современных условиях должны быть учтены все проблемы.

 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?