104-ая пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право

26.10.2015

23-24 октября 2015 года в г. Венеция (Италия) состоялась 104-ая пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии). Делегацию Российской Федерации возглавила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, вице-президент РАН, академик РАН Талия Ярулловна Хабриева.

Эту сессию отличала чрезвычайно насыщенная повестка дня. Помимо традиционного доклада президента, обсуждения вопросов сотрудничества с Парламентской ассамблеей Совета Европы, Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, было рассмотрено значительное количество заключений по законодательству отдельных стран (только по законодательству Украины было рассмотрено 7 документов, а по законодательству Республики Армения – 3).

Наибольшее количество документов, рассмотренных на сессии, касалось законодательства Украина, главным образом проектов поправок к Конституции Украины, а также в отношении двух антикоррупционных законопроектов (о внесении изменений в ряд законодательных актов, касающихся борьбы с политической коррупций, и о проверке целостности).

В рамках дискуссии по данному вопросу выступили представители российской делегации, акцентировав внимание, в частности, на следующих вопросах:

  • в Конституции Украины необходимо предусмотреть четкий механизм приостановления полномочий органов местного самоуправления, а не только порядок обжалования такого решения. Одновременно с этим представляется важным включение согласительных процедур, обеспечивающих возможность досудебного рассмотрения споров и предшествующих этапу приостановления деятельности органов местного самоуправления. Такой порядок представляется более демократичным, обеспечивающим возможность более четкого проявления позиции сторон без применения неоправданно жестких санкций;
  • упоминание в числе оснований применения мер ответственности «другой угрозы национальной безопасности» в силу достаточно широкого толкования указанного термина создает возможность неоправданного расширения вмешательства в дела органов местного самоуправления;
  • в представленной доработке текст изменений Конституции Украины звучит едва ли не более жестко, чем тогда, когда он был передан для изучения и вынесения рекомендаций Венецианской комиссии: расширены основания для отмены актов руководителей громады, совета громада, районного или областного совета, приостановления их деятельности и введения так называемой «временной администрации» в лице временно уполномоченного государственного служащего; в качестве дополнительного основания предусмотрено невыполнение ими требований Конституции Украины. В то же время анализ показывает, что в судебной практике большинство судебных органов при вынесении своих решений в отношении неправомерных актов органов власти руководствуются наряду с нормами отраслевых законов ссылками на положения Конституции, закрепляющими основные конституционные принципы. Таким образом, можно привязать нарушение Конституции к любым нарушениям законов в той мере, в какой они детализируют положения Конституции;
  • исходя из новой редакции изменений Конституции, Президент фактически предваряет своим актом судебное решение, тем самым осуществляет несвойственные высшему должностному лицу государства функции;
  • в тексте изменений в Конституцию Украины отсутствуют какие-либо гарантии осуществления местного самоуправления в случае назначения временно уполномоченного государственного служащего;
  • следует установить ограничения подчиненности органов местного самоуправления исполнительным органам государственной власти в случаях делегирования полномочий;
  • в тексте Конституции Украины остался открытым вопрос о регламентации конкретных вопросов самоуправления в некоторых частях Донецкой и Луганской областей. В рекомендациях Венецианской комиссии предложено лишь внести изменение в текст Конституции Украины, согласно которым «положение о том, что отдельные категории административных / территориальных единиц или специальные меры в пределах административных / территориальных единиц могут быть введены (только) законом». Между тем, такой подход не согласуется с Документом о комплексе мер по выполнению Минских соглашений, одним из пунктов которого является: «11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года». Таким образом, особенности децентрализации в отношении отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов, должны быть определены непосредственно в тексте Конституции Украины, а уже на основании нее — в специальном законодательстве об особом статусе данных районов.

Также Венецианская комиссия рассмотрела и приняла два заключения по проекту поправок к Конституции Армении. Одним из членов рабочей группы по подготовке данных заключений являлась академик Т.Я. Хабриева, которая и выступила с докладом о ходе работы по данному вопросу.

В рамках повестки дня были рассмотрены заключения по законодательству Боснии и Герцеговины, Грузии, Кыргызстана, Черногории и Туниса.

Одним из важных аспектов деятельности Комиссии является сотрудничество с различными общественными международными организациями, деятельность которых затрагивает вопросы, входящие в сферу работы Венецианской комиссии. Так, на 104-ой пленарной сессии было подписано соглашение о сотрудничестве с Организацией арабоязычных избирательных органов.


 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?