Т.Я. Хабриева приняла участие во внеочередном заседании Президиума Совета законодателей РФ
09.07.2020
09.07.2020 Талия Ярулловна Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заместитель президента РАН академик РАН приняла участие во внеочередном заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации на тему: «Актуальные вопросы совершенствования законодательства в связи с принятием поправок к Конституции».
Заседание проводили сопредседатели Совета законодателей - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Викторович Володин.
Талия Ярулловна в своем выступлении сообщила следующее:
Уважаемые коллеги!
Новый конституционный цикл, начавшийся в 2020 году, не только задает параметры модернизации российского законодательства, но и влияет на всю правовую систему и осуществление публичной власти.
Требуется перенастройка правовых актов, принимаемых на федеральном уровне, в значительной степени на уровне субъектов Российской Федерации, а также на муниципальном уровне.
В научной среде есть полное понимание масштабов коррекции федерального законодательства. Вместе с тем необходимо отметить появление нового формата воздействия Конституции на формирование законодательных массивов.
В ряде случаев конституционные новеллы определяют стратегию развития целых отраслей законодательства, в частности социального, в определенной степени – конституционного. Конституционную основу получило, например, законодательство о сельском хозяйстве, о молодежи, о волонтерстве. Это происходит впервые с момента принятия Конституции РФ в 1993 году и, с одной стороны, дает импульс развитию этих нормативных правовых актов, уточняет направленность любых нововведений, с другой стороны, ставит конституционные границы в части их содержательного наполнения.
Предполагаются изменения законов субъектов Российской Федерации. По предварительным подсчетам, это около 650 актов, из которых 85 уставов и 557 законов (в сферах социального обеспечения, оказания медицинской помощи, молодежной политики, сельского хозяйства, местного самоуправления и др.). Должны быть скорректированы уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты – а это уже десятки тысяч документов.
При таких масштабах правотворческой работы в каждом субъекте Российской Федерации, в каждом муниципальном образовании важно не допустить темпорального разрыва в реализации конституционных поправок на всей территории России.
В большинстве случаев коррекция региональных законов обусловлена изменением федерального законодательства. Многие проекты федеральных законов уже разработаны в связи с поправками к Конституции. При этом особое значение имеет открытость законотворческой (в том числе законопроектной) деятельности федеральных органов государственной власти. Существующие механизмы ее обеспечения следует экстраполировать на законотворческий процесс в субъектах Российской Федерации, что, безусловно, повысит эффективность регионального законотворчества.
Некоторые изменения субъекты Российской Федерации могут вводить самостоятельно, не дожидаясь принятия федеральных актов. В качестве примера можно привести установленные Конституцией требования к должностным лицам в сфере публичной власти. Раньше такие требования воспринимались только с позиций антикоррупционного законодательства – как ограничения и запреты. Теперь это элементы конституционного статуса указанных лиц, и уже нельзя использовать только отсылку к нормам о противодействии коррупции.
Новые положения должны быть отражены в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Здесь важно соблюсти уровень правового регулирования, учитывая, что речь идет о предмете исключительного федерального ведения. Неполное соответствие будет нарушением Конституции РФ (субъекты Российской Федерации не могут устанавливать какие-либо ограничения для граждан и должностных лиц – это не предмет совместного ведения).
Вместе с тем предстоит внести изменения в законодательство субъектов Российской Федерации о государственной и муниципальной службе, статусе депутатов, статусе лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и др.
Есть и «ниши» законодательного регулирования, которые могут быть заполнены субъектами Российской Федерации в отсутствие корреспондирующего ему федерального законодательства. Например, в связи с конституционной нормой об обязательности индексации социальных пособий и социальных выплат (ч. 7 ст. 75 Конституции РФ).
Несмотря на то что в Конституции содержится формулировка «в соответствии с федеральным законом…» речь идет о социальном стандарте, на основе которого должно строиться и федеральное, и региональное законодательство.
В настоящее время в региональном законодательстве более 100 видов социальных пособий и выплат компенсационного характера различной периодичности (единовременные, ежемесячные, ежегодные), далеко не все из них подлежат индексации. Восполнить такой пробел можно, не дожидаясь федеральных ориентиров. При этом выбор регуляторных возможностей – прерогатива самих субъектов Российской Федерации.Полагаем, что работа по изменению регионального законодательства должна включать:
- инвентаризацию законодательства субъектов Российской Федерации, причем по каждой сфере, задействованной в процессе реформирования;
- планирование законодательной деятельности с учетом необходимости подзаконного регулирования;
- синхронизацию действия правовых актов федерального и муниципального уровня;
- формирование новой нормативной базы федерального уровня, например, о сохранении и укреплении общественного здоровья, создании условий для ведения здорового образа жизни, воспитании культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. На это направлена большая часть конституционных новелл.
Так, институт общественного здоровья нуждается в закреплении если не в отдельной главе, то по крайней мере в нескольких новых статьях в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Имеющихся сегодня полномочий по санитарно-гигиеническому просвещению (которые есть и у субъектов Российской Федерации, и у местного самоуправления, и у медицинских организаций) также недостаточно для обеспечения конституционных задач в области здорового образа жизни.
В связи с этим требуется заполнение «пустот» на федеральном уровне, и только потом возможна корректировка региональной базы. При иной последовательности будет нарушена еще одна конституционная новелла – установление единых правовых основ системы здравоохранения (п. «е» ст. 71).
Примерная программа модернизации законодательства уже готовится Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Некоторые из предложений будут направлены в Совет Законодателей.
Все сказанное выше относится к технологии предстоящей актуализации законодательства, но самое главное – в ходе конституционного уклада создан новый демократический эталон, который объединил творческий потенциал законодателя и граждан, созидательное и организующее начало гаранта конституции.
Новый правовой образец обозначает необходимость, с одной стороны, экстраполировать данный опыт на другие уровни правотворческого процесса внутри России, с другой стороны, пропагандировать его как часть мирового конституционного процесса, что доказывает статус России как современной прогрессивной державы.
Реализация этих задач обеспечит перенастройку всей правовой системы и будет соответствовать замыслу конституционной реформы.