II Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты»

13.11.2014

13 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге начал свою работу II Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты», организованный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа. В работе Форума приняли участие представители 8 международных организаций, 7 иностранных государств, 31 субъекта Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, ведущих научных и образовательных учреждений страны.  

Ключевое научное мероприятие Форума – пленарное заседание – открыл Владимир Абдуалиевич Васильев, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члена Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции, кандидат юридических наук. В своем выступлении он отметил, что проведение Форума в полной мере отвечает тем задачам и вызовам, которые ставит сегодня перед государством и обществом поступательное развитие Арктической зоны Российской Федерации. По мнению выступающего, только совместное обсуждение актуальных проблем комплексного развития и освоения российской Арктики позволит сформулировать оптимальные варианты их решения. Сегодняшний Форум – одна из лучших площадок, призванных содействовать конструктивному общению всех заинтересованных сторон арктического диалога.

Продолжая работу пленарного заседания, Ирина Борисовна Соколова, вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, отметила, что правовые проблемы сохранения и устойчивого развития Арктики остры как никогда. В законодательстве накопилось немало дефектов, сдерживающих социально-экономическое развитие северных территорий, снижающих их инвестиционную привлекательность, а значит, требующих незамедлительного устранения.

Анатолий Яковлевич Капустин, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, обратил внимание собравшихся на потенциал научного прогнозирования в поиске оптимальных правовых решений, опосредующих развитие Арктической зоны Российской Федерации, и особую роль Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в его реализации. По мнению выступающего, только принятие научно обоснованных законодательных и иных нормативных правовых актов, учитывающих специфику Арктической зоны Российской Федерации, позволит сформировать эффективный правовой режим этой уникальной природной территории.

Хердис Торгейрсдоттир, заместитель председателя Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), в своем выступлении указала на необходимость совершенствования правовых гарантий прав граждан, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации: права на благоприятную окружающую среду, информацию, судебную защиту, образование и др. Правовое обеспечение устойчивого развития Арктики обязательно должно создавать условия для развития человеческого потенциала.

Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, доктор юридических наук, Андрей Александрович Клишас обратил внимание на проблемы организации государственного управления в Арктической зоне Российской Федерации, обусловленные отсутствием четкого разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти. Выступающий также поднял вопрос об актуальности принятия федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

В докладе Сергея Николаевича Харючи, председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, доктора юридических наук, было указано на важность учета климатических, географических и иных особенностей Арктической зоны Российской Федерации в процессе принятия правовых решений, на необходимость защиты социальных прав граждан, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, включенных в состав российской Арктической зоны. Кроме того, С.Н. Харючи высказался в поддержку проведения работ по систематизации законодательства о коренных малочисленных народах и принятия соответствующего кодекса с учетом наработанной субъектами Российской Федерации нормативно-правовой базой, в частности только в Ямало-Ненецкого автономном округе действуют 38 законов, регламентирующих вопросы организации жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Продолжает оставаться актуальной проблема о применении районных коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера.

В рамках пленарного заседания прозвучали также доклады Вадима Альбертовича Тюльпанова, председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, кандидата юридических наук, Сергея Алексеевича Аристова, статс-секретаря – заместителя Министра транспорта Российской Федерации, Сергея Витальевича Аплонова, директора Института наук о земле Санкт-Петербургского государственного университета, доктора геолого-минералогических наук, профессора, Игоря Леонидовича Шпектора, председателя Комиссии по местному самоуправлению, ЖКХ и социальной инфраструктуре Общественной палаты России, президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, члена РАЕН и других.

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию рекомендации участников II Международного Арктического правового форума «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты».

РЕКОМЕНДАЦИИ

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?