Хабриева Т.Я. Идеальных законов не бывает. Тем более в образовании / Интервью. Учительская газета

- Талия Ярулловна, чем занимается ваш институт?

- Сфера деятельности института достаточно широка. Прежде всего в соответствии с уставом на институт возложено участие в подготовке планов законопроектной деятельности Правительства РФ и проведение научной правовой экспертизы проектов федеральных законов. Также осуществляется научно-правовое обеспечение деятельности правительства и других высших органов государственной власти. Институт ежегодно готовит более 1300 экспертных заключений и аналитических материалов.

В соответствии с решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 февраля 2011 года наш институт также осуществляет функции междисциплинарного центра по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции.

Институт развивает научные связи с научными учреждениями, а также высшими учебными заведениями нашей страны и других государств.

В интересах дальнейшего развития отечественной правовой науки мы постоянно уделяем внимание формированию молодых научных кадров. В институте активно действует совет молодых ученых. Ежегодно проводится международная школа-практикум молодых ученых-юристов, в которой участвуют молодые юристы научных и учебных юридических центров России и зарубежных стран.

Мы ведем прием в очную и заочную аспирантуру. У нас действуют четыре диссертационных совета, которым предоставлено право проводить защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук. Институт предоставляет широкий спектр консультационных услуг, включая подготовку правовых заключений и экспертиз для представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

- Ведете ли вы анализ законодательства и практик правоприменения в образовательной сфере?

- Да, этому вопросу всегда уделялось большое внимание. Первые теоретические разработки в данной области - заслуга ученых, работавших в институте в конце 90-х - начале 2000-х годов, - Владимира Михайловича Сырых, Владимира Ивановича Шкатуллы, Валерия Никаноровича Зенкова.

Сегодня специалисты института не только осуществляют экспертную деятельность по вопросам законодательства в области образования, но и проводят соответствующие научные исследования. В 2015 году у нас вышло монографическое исследование «Образовательное законодательство России. Новая веха развития». Годом ранее была опубликована монография «Реформа науки и образования: сравнительно-правовой и экономико-правовой анализ», а в 2010 году - научно-практическое пособие «Негосударственные образовательные организации: правовые аспекты деятельности». Мы активно взаимодействуем и с Министерством образования и науки РФ.

- Новый Закон «Об образовании в РФ» подавался в свое время как передовой, охватывающий все ключевые вопросы динамично меняющейся образовательной сферы, созданный при активном участии профессионального сообщества... На ваш взгляд, этот документ близок к идеалу?

- Работа над новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» длилась более трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете.

Я думаю, здесь стоит отметить следующее. Во-первых, новый закон урегулировал права педагогических работников, их обязанности и ответственность, были установлены дополнительные гарантии в части оплаты труда; во-вторых, были предоставлены гарантии и родителям учащихся: сегодня они действительно полноценные участники образовательного процесса; в-третьих, в документе прописано правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность; в-четвертых, сопоставляя положения Конституции РФ и нового закона, мы видим, что общее образование и первый уровень профессионального образования были закреплены как гарантированно бесплатные.

Возвращаясь к вашему вопросу... У меня возникает встречный: а возможно ли вообще создать идеальный закон? Думаю, что утвердительно на этот вопрос смогут ответить только те, кто проявляет правовой идеализм и надеется на то, что будет разработан нормативный акт, который решит разом все проблемы в образовании. Динамичность образовательной сферы неизбежно диктует потребность в многочисленных нововведениях. Нам, например, так и не удалось ввести в действие образовательный кодекс, хотя работа над этим документом шла очень активно.

Образовательные кодексы имеются в правотворческой практике других стран, к примеру во Франции. Существует и Модельный образовательный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств, а в Беларуси в 2011 году принят Кодекс об образовании, в 2014-м - Кодекс Республики Молдова об образовании.

Вместе с тем действующий закон об образовании в нашей стране - это комплексный акт, в обсуждении которого приняли участие огромное количество людей, и он, безусловно, заслуживает уважения!

- Талия Ярулловна, что сегодня остается не до конца отрегулированным в образовательной сфере страны с точки зрения закона?

- По мнению наших ведущих специалистов, часть этих неурегулированных проблем - это наследие прошлого законодательства, но многие другие - результат кардинальных реформ в образовании, закрепление которых произошло посредством нового федерального закона.

Пример первых - необходимость модернизации института целевой подготовки при получении высшего образования, вторых - несовершенство регулирования обучения в аспирантуре с точки зрения сочетания интересов при занятии научной деятельностью и образовательным процессом или поиск оптимальных механизмов реализации принципа инклюзивности образования. Нуждаются в совершенствовании механизмов нормативного регулирования и отдельные аспекты Закона «Об образовании в РФ». Так, например, не представляется возможным полностью реализовать на практике требование информационной открытости (ст. 29 Закона «Об образовании в РФ»), согласно которому образовательная организация обязана размещать в Интернете определенную информацию, в том числе сведения о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года, о педагогических работниках и т. д. Кроме того, требует осмысления вопрос о возможном нарушении режима персональных данных физического лица - педагогического работника и как следствие привлечения к административной ответственности образовательной организации.

Исключительно важной проблемой является заложенная в закон идея конфликта интересов педагогического работника. Это ситуация, когда у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей.

Много неурегулированных вопросов, как я уже сказала, и в отношении третьего уровня высшего образования - аспирантуры. Она фактически стала конкурировать с магистратурой, например, по предложенным компетенциям, которые необходимо сформировать у обучающихся согласно ФГОС.

- Наше образовательное законодательство принципиально отличается от зарубежного?

- Мне бы не хотелось так прямо противопоставлять. Во-первых, формируются некоторые общие модели, а во-вторых, идут постоянное сотрудничество между государствами в сфере образования и обмен правовым опытом, правовыми механизмами, показавшими свою эффективность.

Существенные, концептуальные отличия выделить сложно. Как правило, основной формой закрепления права об образовании служит закон, реже вопросы образования регулируются на уровне ведомственных актов. В некоторых странах особое место занимают нормативные акты регионального уровня, тогда как федеральное законодательство играет лишь направляющую роль, регламентирует ключевые моменты управления и функционирования системы образования в Федерации.

В скандинавских странах внимание законодателей уделяется прежде всего дошкольному и начальному обучению, преимущественно являющемуся частью начальной школы, затем послешкольному, но не высшему, а среднему профессиональному обучению и образованию, расширяющему общий кругозор взрослого населения.

- Есть ли в зарубежном законодательстве удачные моменты, которые стоит обдумать и после адаптации внедрить в отечественную практику?

- Говоря об удачных моментах, хочется отметить, что если в части института целевой подготовки нам приходится ориентироваться на собственный опыт, то в части обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья нужно помнить о богатой практике зарубежных стран, где данный принцип начал внедряться достаточно давно и успешно.

Занимаясь сравнительно-правовыми исследованиями в данной области, специалисты института пришли к выводу о схожести систем образовательного законодательства в странах СНГ, ЕАЭС, наличии общих тенденций и проблем, а также о том, что действующий Закон «Об образовании в РФ» является действительно передовым с позиций законодательной техники и процесса подготовки нормативным правовым актом.

Принятие этого закона повлекло за собой значительные изменения в системе российского образовательного законодательства. Они не сводятся лишь к количеству отмененных актов (более 100 актов и отдельных норм), хотя и это чрезвычайно важно.

Кстати, в последние годы в практике зарубежного законотворчества все чаще критерием эффективности деятельности органов с нормотворческими полномочиями считается не количество принятых актов, а количество отмененных или укрупненных актов (вместо нескольких - один).  Этот процесс и его последствия весьма позитивны и состоят как в оптимизации нормативного массива, так и в решении проблем неполноты, противоречивости и дублируемости норм.

- Притча во языцех дня сегодняшнего - нетрудоустроенный выпускник юридического факультета. Кто в этом виноват?

- Ставить вопрос о том, кто виноват, наверное, слишком радикально. Решение вопроса трудоустройства - это всегда поиск баланса между системой образования и потребностями экономики.

Современное юридическое образование зачастую подвергается критике. Тем не менее потребности российского общества в профессиональных юристах, да и просто в юридически грамотных людях в ходе дальнейшего экономического развития будут только возрастать. Наш институт уделяет большое внимание качественному и разнообразному юридическому образованию, реализуя программы магистерской подготовки «Корпоративный юрист», «Юрист в международном праве», «Правовая служба в органах государственной власти» и «Юрист в сфере публичных финансов».

Разумеется, рынок труда сегодня тоже предъявляет свои требования, но, на мой взгляд, принципиально важно наличие у выпускника глубоких, фундаментальных знаний, а самое главное, формирование активного, творческого, критичного сознания, широкого кругозора, способности к самостоятельному постижению нового. Я убеждена, что только такой юрист сможет в дальнейшем быстро адаптироваться к быстрым и непредсказуемым изменениям требований к качеству труда, к вызовам современной экономики.

- Как в таком случае эффективно учить будущих юристов?

- Тут важно понимать, что имеется в виду под эффективностью. Профессия юриста достаточно консервативна, и не случайно юридический факультет является составной частью любого классического университета. Современный образовательный стандарт по юриспруденции является весьма либеральным, это предоставляет право образовательной организации самой определять целевые установки и качество юридического образования. Поэтому главное в подготовке будущих юристов - сочетание классических подходов юридической школы с современными потребностями правового оформления жизни общества. Здесь достаточно тонкая и подвижная грань.

- Нужно ли уже в вузе будущему юристу задумываться о специализации, чтобы затем, скажем, грамотно работать в образовательной или иной специфической отрасли? Или получаемые знания обычно универсальны и хорошо применимы в любой сфере?

- Универсализация и специализация - две стороны одной медали образования. Хорошему специалисту не обойтись без фундаментальных знаний в своей профессии, ведь они формируют основу самого мышления, умение выйти за рамки чисто практических задач и предложить новые решения нестандартных задач. С другой стороны, специализация помогает увидеть конкретную проблему во всех деталях и найти практическое решение. Современный мир предполагает постоянное обновление знаний и повышение своей квалификации, как общетеоретической, так и прикладной.

При этом, конечно, хотя всегда и везде будут нужны узкие специалисты, но хороший юрист - это юрист, имеющий прежде всего глубокие теоретические, исторические знания. Именно они дают такое качество, как системный взгляд на вещи, позволяют осваивать новые узкие специализации как во время обучения, так и после окончания вуза.

- А образовательным организациям нужны сегодня свои юристы? Допустим, школе? Или современные директора сами в состоянии решать многие вопросы по этому профилю?

- Законодательство в образовании сегодня меняется весьма динамично, поэтому директору школы достаточно сложно в силу высокой нагрузки решать многие правовые вопросы деятельности организации. Конечно, руководитель или его заместители могут самостоятельно подойти к решению юридических проблем, но тогда могут возникнуть риски несоответствия принимаемых решений действующему законодательству. Важно также отметить, что форма оказания юридической помощи может быть различной, например, отдельная должность в штатном расписании или привлечение практикующего специалиста со стороны.

В свое время большой коллектив сотрудников института во взаимодействии с Минобрнауки России изучали опыт применения Федерального закона «Об образовании в РФ», анализировали не только федеральные акты и акты субъектов, но и локальные нормативные акты образовательной организации. И на основе изучения практики пришли к выводу, что образовательным организациям нужны юристы, особенно в тот период, когда менялись уставы школ, появились новые требования к содержанию образования и организации образовательного процесса. На мой взгляд, не всегда у каждой школы должен быть свой юрист, но у органов местного самоуправления должен быть штат юристов, обслуживающих нужды находящихся в их ведении образовательных организаций.

Кроме того, сегодня во многих школах активно работают школьные омбудсмены. В некоторых регионах их называют уполномоченными по правам участников образовательного процесса, например, в Москве и Московской области. Они занимаются вопросами защиты прав детей. Но этого мало, чтобы школа работала комфортно и на развитие. Нужны те, кто поможет ей грамотно выстраивать свою стратегию образовательного лидерства в городе, в регионе или стране, оказывать образовательные услуги, становится центром интеллектуального лидерства. А здесь необходимы многочисленные мероприятия, без юриста не обойтись. К тому же не всегда обучение в школе проходит для ребенка в спокойной обстановке без трудностей и конфликтов. Часто возникают проблемы с другими учениками и учителями, но не потому, что с вашим ребенком что-то не так, а по причинам, нередко не зависящим от вас и вашего ребенка. Он может быть не таким активным, как остальные, застенчивым или просто неконфликтным. Другие дети могут его задирать или оскорблять, учителя могут выражать недовольство его неуспеваемостью или какими-то аспектами его характера и поведения некорректными способами. В таких вопросах оказать помощь может именно компетентный школьный юрист.

- Что директор должен знать в первую очередь, чтобы школа не попала в беду,   в юридическом смысле, если нет возможности прибегнуть к помощи специалиста с профильным образованием?

- Универсальный рецепт предложить сложно. Но для директора важным общим правилом должно стать знание основ Закона «Об образовании в РФ» и внимательное отношение к текстам подписываемых им документов.

Важно, чтобы руководитель образовательной организации повышал свою квалификацию не только как учитель-предметник, но и как лицо, непосредственно применяющее на практике нормы законодательства РФ об образовании. У института есть опыт проведения подобных мероприятий, специальные программы дополнительного профессионального образования, ориентированные на повышение уровня юридической грамотности лиц, участвующих в управлении образовательными организациями, научные издания и штат специалистов.

В любом случае, еще раз повторю, важно помнить, что настольной книгой любого директора школы должен быть федеральный закон, а еще лучше - в комплекте с научно-практическими комментариями к нему. В таком случае, даже если нет возможности воспользоваться услугами специалиста, риск совершения неверных действий будет сведен к минимуму. Источник: http://www.ug.ru/archive/70191

 

Институт сотрудничает

Контактная информация

Здание на м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59

Вход

Забыли пароль?