Школа молодых ученых-юристов 2007 год

Вторая Международная школа-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции
"Влияние международного права на национальное законодательство"

Следуя возрожденной традиции научного общения молодых ученых и специалистов по юриспруденции и подтверждая свою приверженность развитию международного научного сотрудничества и исследований молодых талантливых юристов из России, ближнего и дальнего зарубежья, 24 - 26 мая 2007 года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации провел вторую Международную школу-практикум молодых ученых "Влияние международного права на национальное законодательство".

В мероприятии приняли участие свыше 300 представителей из 30 регионов России и 12 государств (Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Казахстана, Литвы, Узбекистана, Украины, США, Турции, Франции и др.).

Форматом Школы было предусмотрено проведение пленарного заседания, тренинга, отраслевых секций (конституционного, административного, уголовного, экологического и гражданского права) и семинаров, посвященных актуальным проблемам влияния международного права на национальное законодательство.

Пленарное заседание

Пленарное заседание открыла Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве ПРФ д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ Талия Ярулловна Хабриева. В приветственном слове, обращенном к участникам Международной школы-практикума, она отметила положительный опыт проведения подобного рода мероприятий, их благотворное влияние на развитие научной интеграции между различными странами, поддержку молодых талантов, возможность получения навыков и знаний, необходимых в дальнейшей научной и практической деятельности молодых юристов.

От имени Правительства РФ к участникам Школы обратился Руководитель Аппарата Правительства РФ - Заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин. Он признал, что мероприятия подобного рода помогают юристам разных стран и из разных регионов страны совместно находить решения сложных правовых проблем, лучше понимать друг друга, сблизить науку и практику.

В своем выступлении С.Е. Нарышкин акцентировал внимание на том, что законы должны разрабатываться с учетом международных обязательств и стратегических внешнеполитических задач. Законопроекты, рассматриваемые в Правительстве РФ, подлежат проверке специалистами Министерства юстиции РФ и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в том числе и на предмет их соответствия нормам международного права. На практике возникают проблемы определения соотношения международного права и внутригосударственного права: включение норм и принципов международного права в правовую систему, решение вопроса о иерархии правовых норм, соотношение международных договоров и конституции, оценка международных договоров на предмет их конституционности и др. Необходимо широко обсуждать вопросы о возможностях включения норм международного права в национальное право, о последствиях применения различных форм и способов такого включения, учитывать положительный опыт принятия соответствующих решений в этой сфере.

С приветственным словом к участникам Школы молодых ученых обратился Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко. В выступлении он отметил важную роль юристов в обществе и ту ответственность, которая ложится на плечи всех избравших путь работы в сфере юриспруденции. А.А. Фурсенко рассказал об изменениях, происходящих в настоящее время в системе образования и о существующих проблемах соответствия российского национального законодательства в сфере образования международным стандартам. Формат проведения Школы молодых ученых полностью укладывается в новую концепцию образования, базирующуюся на многоуровневой и поэтапной подготовке специалистов в течение всей их профессиональной жизни. Построение новой системы образования послужит установлению взаимопонимания между специалистами всего мира.

В докладе Директора Института, д.ю.н., профессора, заслуженного юриста РФ Т.Я. Хабриевой на тему "Основы взаимодействия международного и национального права" была показана тесная взаимосвязь международного и национального права в век глобализации. Международное и национальное право становятся системами, взаимодействие которых подвергается существенным изменениям, и, следовательно, нуждается в постоянном изучении, коррективах совокупности доктринальных подходов, в приложении дополнительных усилий ученых в исследовании данной сферы.

Взаимодействие двух систем (международного и национального права) проявляется в таких способах внедрения норм международного права в право внутригосударственное, как имплементация, инкорпорация, отсылка, рецепция и т.д. Среди них объективно наиболее востребованной является имплементация, которая стала возможной благодаря ч. 4 статьи 15 Конституции РФ. Одним из основных условий имплементации международных норм во внутригосударственное право является тесное соприкосновение и взаимодействие, в первую очередь, международной и конституционной сфер правового регулирования. Вторым, не менее важным условием успешного осуществления имплементации международно-правовых норм является наличие согласованного правотворческого и организационно-исполнительного механизмов в государстве, их гармоничное двуединство. При этом правотворческий механизм выступает как деятельность государства по принятию нормативно-правовых актов, обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм международного права.

Под влиянием норм международного права происходит обновление законодательства, которое может осуществляться как путем разработки и принятия новых нормативных правовых актов, так и путем изменения ранее действовавших норм.

Т.Я. Хабриева обозначила ряд актуальных проблем, связанных со взаимодействием международного и внутригосударственного права. Так, на сегодняшний день в сфере международного права особое значение имеет принцип добросовестного выполнения международных обязательств, как основа взаимодействия международного и внутригосударственного права. Законодательство о порядке заключения и исполнения международных договоров призвано обеспечивать соблюдение государственных интересов, основанных на принципе государственного суверенитета, и одновременно соблюдение норм международного права в соответствии с данным принципом.

В докладе была затронута также тема самоисполнимых и несамоисполнимых международных договоров, определены критерии признания самоисполнимости международных договоров. К таким критериям были отнесены следующие: наличие четкой адресации положений международного договора субъектам национального права; персонификация норм международного договора; наличие четкого, конкретного правоустанавливающего содержания международного договора, не требующего дополнительного издания внутригосударственных нормативных правовых актов по данному вопросу; способность международного договора выступать в собственном качестве во внутренней национальной системе права, напрямую, на всех стадиях правоприменения, без опосредования внутренним нормативным актом государства.

Было обращено также внимание на необходимость нахождения решения проблем признания обязательной силы международных договоров, определения оснований их обязательной ратификации как условия приобретения юридической силы, участия органов исполнительной власти в реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации. При этом важно учитывать имеющиеся научные достижения и рекомендации в указанной сфере.

Актуальными являются вопросы о совместном участии органов исполнительной власти и научного юридического сообщества в решении проблем, связанных с реализацией международно-правовых обязательств Российской Федерации.

По мнению заместителя Министра юстиции РФ В.И. Колесникова, актуальность тематики Школы обусловлена происходящими процессами сближения правовых систем разных стран, необходимостью реального обеспечения гарантий международной безопасности. Активность государства в имплементации норм международного права является показателем развитости его правовой системы. Так, Российская Федерация участвует во многих международных договорах, направленных на борьбу с терроризмом и коррупцией. В связи с этим требуется привести российское законодательство в соответствие с заключенными международными соглашениями путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и создания эффективной системы борьбы со всеми видами преступлений.

Заместитель Генерального прокурора РФ Е.Л. Забарчук указал в своем выступлении на необходимость неукоснительного контроля за соблюдением норм международного права при принятии нормативных правовых актов различного уровня.

В этом контексте была затронута проблема борьбы с коррупцией. Так, Генеральная прокуратура предприняла ряд мер по преодолению коррупции: выявление причин и условий коррупции, создание специальных подразделений для борьбы с данным видом преступности, проверка нормативных актов о государственной и муниципальной службе на предмет их коррупциогенности, проверка кандидатов на занятие должностей государственной и муниципальной службы.

Принимаются также меры реагирования по поводу превышения полномочий должностными лицами и государственными органами. Так, в 2006 году было выявлено свыше 11000 фактов дачи и получения взятки, в суды поступило свыше 10000 уголовных дел. Было выявлено свыше 2000 случаев нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, по этим фактам вынесены протесты, свыше 7000 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Мероприятия по противодействию коррупции проводятся и на международном уровне, осуществляется ревизия нормативных правовых актов на предмет их коррупциогенности.

По мнению статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасина динамичные перемены, происходящие в современном мире, ориентированы на построение многополярно ориентированного межгосударственного общения, создание единого информационного пространства, углубление экономических связей. Происходит повсеместное признание того, что дорога к всеобщей толерантности лежит через нормы международного права, изучению и пониманию которых должно уделяться особое внимание.

Система национального законодательства должна соответствовать международным нормам, учитывать прежде всего цели и принципы международного права. Государства не могут ссылаться на внутреннее право в качестве основания невыполнения взятых на себя международных обязательств.

Российская Федерация в настоящее время постепенно продвигается по пути приведения своего законодательства в соответствие с требованиями международного права. Российская внешняя политика становится всё более активной, однако при этом неизбежно возникают проблемы, которые нуждаются в скорейшем разрешении.

Миропорядок, построенный на основе многополярности, предполагает формирование нескольких центров силы, развитие которых предопределяет усложнение международного права. Обмен опытом с зарубежными коллегами - юристами в этой связи очень важен в построении цивилизованных отношений с государствами мира, главным оружием при этом должны стать знания и логика.

В выступлении судьи Конституционного Суда РФ Б.С. Эбзеева было подчеркнута не только возрастающая роль международного права, но и то значение, которое принадлежит конституционному праву. Происходит конституционализация межгосударственных связей и отношений, интернационализация межгосударственного общения. Для государств западной Европы конституции являются результатом развития права, а в Российской Федерации конституция представляет собой модель такого уровня развития права и государства, который хотелось бы увидеть в будущем. Главной проблемой при этом является необходимость конституционализации экономической и социальной сферы.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, д.ю.н., проф. Г.А. Василевич рассказал о применении норм международного права в Республике Беларусь. В Конституции Республики Беларусь закреплено положение о приоритете принципов международного права, а не принципов и норм международного права, как в Конституции РФ. В Беларуси международное право обладает приоритетом над национальным, закон о ратификации международных договоров и соглашений также обладает большей юридической силой по сравнению с обычным законом. Однако есть одно отступление - акт, предоставляющий больше прав и свобод участникам отношений, улучшающий их положение, будет обладать большей юридической силой. Учредительные договоры могут обладать большей юридической силой чем конституция.

Заместитель декана юридического факультета Софийского университета имени Св. Климента Охридского Евгения Коцева обратилась к участникам Школы молодых ученых от имени юридического сообщества Болгарии. Она отметила несомненно положительный опыт проведения такого рода конференций, их большое значение в деле установления взаимопонимания и построения конструктивного взаимодействия между юристами разных стран.

Старший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП, председатель Совета молодых ученых Института к.ю.н. А.А. Каширкина в своем выступлении развила тезис о том, что международное право и национальное законодательство являются теми опорами, на которых строится весь миропорядок, при этом новелизация национального законодательства должна происходить в соответствии с принципами международного права.

На Секции гражданского права (руководители: заместитель директора ИЗиСП д.ю.н. В.В. Чубаров, главный научный сотрудник ИЗиСП, д.ю.н., проф., заслуженный деятель науки РФ А.Л. Маковский, ведущий научный сотрудник, к.ю.н., заслуженный юрист РФ Л.А. Трахтенгерц и ведущий научный сотрудник, д.ю.н. И.О. Хлестова) с докладом "Проблемы соотношения международного и национального права" выступил А.Л. Маковский. Он указал на то, что на протяжении последних 200 лет идет процесс унификации норм международного и торгового права, начавшийся с середины XIX века в Италии. На сегодняшний день существует около 200 международных Конвенций по унификации. Стоит отметить, что в некоторых из них участвуют свыше 100 государств. Имеют место и региональные договоры в рамках Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (последние практически не действуют). Также существует достаточно большое количество двусторонних договоров, регулирующие имущественные отношения, возникающие в связи с заключением брака.

В том случае, когда отношения регулируются нормами международного и национального законодательства, создается двойственный режим. В качестве примера он привел Варшавскую конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929г., Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974г. Однако, по его мнению, такая двойственность неудобна и нецелесообразна. Вместе с тем существуют конвенции, в порядке исключения, носящие чисто международный характер (например, вексельные конвенции 1930г.).

Он справедливо указал, что ни одну международную конвенцию нельзя целиком перенести в национальное законодательство; данные унифицирующие нормы содержат либо то, чего не знает государство (фактически отсутствуют отношения), либо конвенция содержит ряд норм, которые требуют от государства внесения определенных ограничений, следовательно, возникают трудности в имплементации. Практически каждая конвенция содержит указание на создание условий государством (ее подписавшим или к ней присоединившимся) для ее реализации.

Л.А. Трахтенгерц посвятила свой доклад анализу четвертой части Гражданского кодекса РФ. К важнейшим результатам новеллизации законодательства об интеллектуальных правах она отнесла создание общих положений, содержащихся в главе 69, в которой закреплены основные концептуальные нормы, относящиеся ко всем охраняемым объектам. Эти положения позволили не только систематизировать законодательство и устранить имеющиеся в нем противоречия, но и значительно обогатили нормативное регулирование. Восполнен такой пробел как регулирование оборота исключительных прав при одновременном усилении защиты прав авторов охраняемых творческих результатов.

И.О. Хлестова выступила с докладом на тему "Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в странах СНГ".

Признание и исполнение иностранных судебных решений является важным фактором, обеспечивающим развитие экономического и научно-технического сотрудничества, оно направлено на защиту гражданских прав граждан. Особое значение признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений имеет для стран - участниц Содружества Независимых Государств вследствие того, что эти государства длительное время были связаны единой государственной общностью. После распада Советского Союза перед юридическими и физическими лицами государств-участников СНГ возникла проблема приведения в исполнение решений судов, вынесенных на территории другого государства-участника СНГ. Решить эту проблему были призваны Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. (Киевское соглашение) и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция). При этом Минская конвенция, как и Киевское соглашение, не содержит такого основания для отказа в принудительном исполнении иностранного судебного решения как его противоречие публичному порядку страны исполнения.

На секции были обсуждены вопросы правового регулирования трансграничной несостоятельности (аспирант Института государства и права РАН Е.С. Хохлов), ответственности холдинговой компании в контексте гармонизации европейского права группы компаний (аспирант Института экономико-правовых исследований Национальной Академии Наук Украины О.В. Олейникова), влияния норм международного права на развитие трудового законодательства РФ на примере принципа запрета дискриминации (аспирант ИЗиСП О.А. Суворова), о роли полезной модели в развитии рынка интеллектуальной собственности Республики Казахстан (аспирант Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан И.К. Елеусизова).

В рамках Секции конституционного права (руководители: заведующий отделом конституционного права ИЗиСП д.ю.н., проф. А.Е. Постников, председатель Конституционного Суда Республики Беларусь д.ю.н., проф. Г.А. Василевич) А. Е. Постников сделал сообщение о роли международного права в обеспечении конституционных прав граждан и деятельности органов государственной власти. Несмотря на разные оценки действующей Конституции РФ, по мнению докладчика, нет необходимости в изменении ее содержания, т.к. положения Конституции РФ в целом учитывают практику развития общества и позитивный опыт зарубежных государств. Поэтому потенциал для конституционного развития есть. Обнаруживается тенденция применения Конституции РФ в рамках соответствующих позиций Конституционного Суда РФ.

Г.А. Василевич указал на то, что в Республике Беларусь практически в каждом решении Конституционный Суд ссылается на нормы международного права. Таким образом, осуществляется реализация норм международно-правовых актов.

Преподаватель кафедры теории и истории государства и права Луганского государственного университета внутренних дел Н.В. Мазур охарактеризовал влияние прецедентов Европейского суда по правам человека на практику Конституционных Судов России и Украины. В продолжение начатой темы профессор, д.ю.н. А.Х. Саидов обратил внимание на тот факт, что решения Европейского суда по правам человека - это источник права, но в Украине спорно утверждение о том, что прецедент является источником права. Сейчас также большое влияние оказывают нормы soft law - в качестве "мягкого права".

Ректор Российской академии правосудия д.ю.н., проф., заслуженный юрист РФ В.В. Ершов сделал основной акцент на различные точки зрения относительно того, что такое принципы международного права. Так, многие специалисты отождествляют международное право с международными договорами. Его основной вывод: источники международного права не могут быть исчерпывающими, нельзя все сводить только к общепризнанным принципам и нормам международного права; иерархия источников международного права может быть представлена следующим образом: принципы, обычаи, договоры.

В развернувшейся дискуссии младший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП А.Н. Морозов заметил, что принципы международного права должны быть закреплены в каком-либо источнике. В качестве таких источников международного права можно выделить международные договоры, международно-правовые обычаи, решения международных организаций, если они являются обязательными согласно уставам таких организаций.

Заведующий отделом международного публичного права ИЗиСП д.ю.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ О.И. Тиунов в своем выступлении подчеркнул, что каждый общепризнанный принцип представляет собой норму международного права, но не всякая норма международного права является общепризнанным принципом. Основные принципы - фундаментальные нормы международного права -закреплены в Уставе ООН, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и т.д.

Докторант кафедры конституционного права Софийского Университета "Св. Климент Орхидски" Моллов Стоил раскрыл проблемы, с которыми столкнулась Болгария в сфере приведения своего законодательства в соответствие с требованиями документов Европейского Союза.

Главный научный сотрудник ИЗиСП д.ю.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН В.В. Лазарев указал на то, что в ряде положений национальных актов Российской Федерации установлено, что нормы международного права включены в законодательство Российской Федерации. Однако это не соответствует положению Конституции Российской Федерации, согласно которому такие нормы входят в правовую систему. Законодательство и правовая система - это не одно и тоже.

На Секции экологического права (руководители: заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП д.ю.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ С.А. Боголюбов и ведущий научный сотрудник Центра эколого-правовых исследований ИГП РАН д.ю.н. О.Л. Дубовик) были рассмотрены вопросы развития международного экологического права.

Выступая с докладом по этой теме, С.А. Боголюбов затронул вопросы реализации в России международно-правовых принципов экологического права, использование опыта экологического законодательства различных стран в формировании международного экологического права.

О.Л. Дубовик рассказала о различных формах, способах и путях взаимодействия международного права и национального экологического законодательства.

На секции экологического права были рассмотрены актуальные вопросы международного речного права (научный сотрудник ИЗиСП Д.О. Сиваков), международно-правовые особенности страхования экологических рисков (аспирант ИЗиСП А.Д. Валеев), проблемы применения концепции устойчивого развития (соискатель Одесской национальной юридической академии Н.Д. Янчук), вопросы унификации российского и белорусского законодательства о гидрометеорологии (аспиранта ИЗиСП Г.В. Пахарева), соотношения международного права и российского уголовного законодательства в сфере охраны биологических ресурсов (старший преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ Ю.А. Ляшева). Аспирант ИЗиСП Е.В.Марьин в своем выступлении остановился на международно-правовых аспектах экологического аудита. Младший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной Академии Наук Украины А.В. Черноус рассказала о проблемах суверенитета прибрежного государства на его природные ресурсы и его суверенные права относительно природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны. В выступлении научного сотрудника ИЗиСП Н.И. Хлуденевой были проанализированы возможные изменения национальных экологических характеристик в случае предполагаемого вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Старший научный сотрудник ИЗиСП Н.В. Кичигин раскрыл правовые проблемы реализации норм "жесткого" международного права в Российской Федерации на примере Киотского протокола и вопросы воздействия норм "мягкого" международного права на государственную экологическую политику Российской Федерации на примере ситуации с охраной озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

Также были заслушаны выступления на темы: "Экологический кодекс России и международное право: проблемы и перспективы" (аспирант Российского университета дружбы народов А.М. Солнцев), "Влияние международно-правовых норм на развитие правового института государственного управления земельными ресурсами в РФ" (доцент кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной академии права Т.В.Волкова). Председатель Конституционного суда Республики Чечня М.Х. Вахаев рассказал о проблемах экологии в Республике Чечня.

В рамках работы секции административного права (руководители: заведующий отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП д.ю.н., проф. А.Ф. Ноздрачев, заведующий кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы д.ю.н., проф. И.Н. Барциц) основной темой была административная реформа в свете зарубежного опыта.

И.Н. Барциц, оценивая зарубежный опыт проведения административных реформ, сделал вывод о возможности по-новому определить природу современного государства. Его называют стратегическим государством (которое ушло с нижних этажей управления), гибридным (из-за растущего взаимопроникновения общественного и частного секторов), эвалюативным (из-за увеличения числа органов, оценивающих эффективность функционирования государственных структур), государством-супермаркетом (поставщиком услуг, ключевыми задачами для которого являются выживание, гибкость, экономичность и действенность).

На секции были заслушаны доклады о проблемах совершенствования административного законодательства Республики Казахстан (заместитель Директора Института законодательства Республики Казахстан Э.А. Нугманова), об особенностях проведения административных преобразований в Республике Белоруссия (доцент кафедры конституционного права Белорусского Государственного Университета Д.А. Плетенев), об использовании принципов международного права в налоговом праве (соискатель кафедры финансового права Российской правовой академии при Министерстве юстиции России А.Е. Рыжанкова), об актуальных правовых проблемах реформирования государственной службы в ходе административной реформы (адъюнкт Академии Федеральной службы безопасности России Г.С. Чирков).

В рамках секции административного права были обсуждены также проблемы реализации международно-правовых актов о гражданской службе в национальном законодательстве (А.Ф. Ноздрачев, В.Б. Болдырев), применения международно-правовых норм об открытости и доступе к управлению (Ю.А. Тихомиров, Л.К. Терещенко, В.Ю. Лукьянова, Т.Л. Кукса), а также положения международно-правовых актов о спорах с публичными органами (Н.А. Игнатюк).

Ю.А. Тихомиров отметил неоспоримость влияния международного права на национальное. Между тем одновременно с "проникновением" международных принципов и норм в национальные правовые системы национальное право в свою очередь оказывает ответное воздействие на международное нормотворчество. Поэтому необходимо определить место и роль России в этом процессе и не забывать о возможностях российской правовой системы в данном аспекте.

Говоря о международно-правовых нормах об открытости и доступе к управлению, ведущий научный ИЗиСП к.ю.н. Л.К. Терещенко отметила, что для формирования информационной открытости власти, ее информационного взаимодействия с гражданским обществом органы власти должны обеспечивать предоставление информационных услуг населению. В качестве одного из основных показателей движения к информационному обществу следует отнести расширение номенклатуры общедоступной информации и упрощение процедур доступа к ней.

На секции уголовного права (руководители: заведующий отделом уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судоустройства ИЗиСП д.ю.н., проф., заслуженного юриста РФ В.П. Кашепов, заведующий отделом уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств ИЗиСП, к.ю.н. Власов И.C.) были рассмотрены проблемы интернационализации преступности, сближения правовых систем стран мира, международного терроризма, транснациональной преступности, международный договора как источника уголовного законодательства.

Интерес вызвали выступления аспиранта Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Е.Н. Субботиной (об условиях эффективности имплементации международного уголовного права), аспиранта ИЗиСП Н.В. Гуль (о международно-правовых стандартах уголовно-правовой защиты семьи и несовершеннолетних), старшего научного сотрудника ИЗиСП Е.Н. Трикоз (о Международном уголовном суде), аспиранта Саратовской государственной академии права Н.Е. Гуляевой (о проблемах международно-правового регулирования защиты персональных данных), аспиранта Сибирского федерального университета И.А. Шпинева (о проблемах имплементация норм международного права в нормы особенной части Уголовного кодекса РФ), главного специалиста аппарата уполномоченного по правам человека в Липецкой области Н.С. Журавлева (о влиянии международного права на развитие ювенальной юстиции в России).

Во второй день работы Школы были проведены проблемные семинары.

На семинаре "Правовые обязательства государств-членов международных организаций" (ведущие - заместитель директора ИЗиСП к.ю.н., доцент В.И. Лафитский и д.ю.н., проф. О.И. Тиунов) во вступительном слове В.И. Лафитский указал, что распространенность международных организаций настолько велика, что практически все существующие государства входят в ту или иную организацию. Государства вступают в них, во многом, не думая о последствиях такого участия. Как следствие, возникает ряд проблем - это эффективность существования международных организаций и возможность исполнения государствами-участниками взятых на себя, в связи со вступлением в такие организации, обязательств.

Отправной точкой общественного признания международной организации, как отметил д.ю.н., проф. О.И. Тиунов, является ее международная правосубъектность. Еще одним признаком международной организации как субъекта международного права является факт ее создания на основе международного договора между государствами. Международные договоры, учреждающие международные организации, являются договорами, создающими новый субъект международного права. Из компетенции международной организации часто вытекает право на заключение международных договоров различного характера. Международные организации за нарушение норм международного права могут нести ответственность. Здесь наблюдается определенная трудность: какие санкции, а также какие меры принуждения могут быть применены к международным организациям.

В выступлениях молодых ученых были рассмотрены вопросы взаимодействия норм международного и национального права на примере внешнего и внутреннего самоопределения народов (аспирант кафедры европейского права и сравнительного правоведения Саратовской государственной академии права Н.А. Балаян), проблемы влияния норм международного права на развитие трудового законодательства Российской Федерации на примере принципа запрета дискриминации (аспирант отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП О.А. Суворова).

В рамках Семинара "Сравнительный анализ национальных законодательств" (ведущие семинара: Председатель комитета Олий Мажлиса по демократическим институтам, неправительственным организациям и органам местного самоуправления граждан Республики Узбекистан, д.ю.н., проф. А.Х. Саидов, Директор Центра сравнительного правоведения имени Исон-Вейнмана при Тьюлейнском университете (США) д.ю.н., проф. Кристофер Осакве) А.Х. Саидов указал, что сравнительный анализ законодательств государств может осуществляться на микроуровне и на уровне отраслей права. Им была подчеркнута важность использования на стадии разработки законопроектов международного опыта, а также необходимость наличия научно-теоретической базы для принятия новых законов.

К. Осакве предложил изучать совместимость идей при заимствовании того или иного правового института. Он обратил внимание на то, как одни и те же понятия в различных государствах могут отличаться по содержанию (например, понятия "договор", "новация", "неустойка" в гражданском праве США и России).

Заведующий отделом бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП д.ю.н. Н.М. Казанцев обосновал необходимость внесения изменений в законодательство в части предоставления бюджетных кредитов, поскольку в настоящее время сложилась ситуация, когда кредиты не возвращаются, в частности, в связи с истечением срока исковой давности. При этом важно учитывать зарубежный опыт.

В ходе дискуссии с участием молодых ученых были затронуты вопросы использования различных методов сравнительного правоведения для совершенствования действующего законодательства Российской Федерации. Была отмечена значительная роль сравнительно-правовых исследований в разработке рекомендательных правовых актов Международного валютного фонда, концептуально обеспечивающих реформирование бюджетного процесса в национальных системах законодательства (аспирант отдела бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП Е.В. Игнатюк), освещена практика бюджетного кредитования юридических лиц в США (аспирант отдела бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП О.А. Иконникова), проанализированы правовые механизмы взыскания бюджетных кредитов в США (аспирант отдела бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП О.А. Акопян).

На Семинаре "Формы участия государств в международном правотворчестве" (ведущие семинара: заместитель заведующего отделом международного публичного права ИЗиСП д.ю.н., проф. К.Д. Крылов, д.ю.н., проф. В.В. Лазарев) К.Д. Крылов отметил, что с теоретической точки зрения выявление и изучение видов, форм участия государств в международном правотворчестве поможет разрешить процедурные вопросы в достижении целей международного права, повышении эффективности сотрудничества государств.

Можно выделить следующие уровни сотрудничества государств в сфере международного правотворчества: сотрудничество государств на общемировом уровне (ООН, МОТ, ЮНЕСКО); сотрудничество государств на уровне региональных международных организаций (ЕС, СНГ, ЕврАзЭС и др.); двустороннее международное сотрудничество государств.

Существует проблема устаревания международных правовых актов. Актуален и вопрос об адекватности переводов международных актов на национальный язык, точности соблюдения в этих случаях юридической терминологии. Решение этих проблем видится в урегулировании правил перевода официального юридического текста специальным нормативным правовым актом, утверждение одного из сделанных переводов в качестве официального, что должны подтверждать и международные органы, принявшие соответствующий документ. Должны приниматься во внимание различные нюансы в значении юридических терминов, история формирования соответствующих категорий, не должна допускаться идеологизация перевода документов международного характера.

Д.ю.н., проф. В.В. Лазарев указал на то, что актуальность самой темы семинара обусловлена прежде всего необходимостью соблюдения принципа примата норм международного права над национальным законодательством, требованием неукоснительного соблюдения общепризнанных принципов международного права.

Наиболее значимая форма участия государств в международном правотворчестве - заключение договоров, которые являют собой яркий пример проявления государственной воли путём непосредственного участия в разработке договора или последующего к нему присоединения. Другая форма - формирование международно-правового обычая. Существует также такая форма участия государств в международном правотворчестве как участие делегаций различных государств при создании текста международных правовых документов. В целом само понятие формы участия государств в международном правотворчестве является серьёзным инструментом влияния государств на международную сферу и нуждается в специальной разработке.

В рамках работы семинара выступили соискатель Омского Государственного Университета А.В. Ахраменов (сообщение о необходимости учёта при формулировании текстов международных правовых актов определенных общечеловеческих ценностей, перечень которых обусловлен историческим развитием человеческой цивилизации), советник-консультант Национального Центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь Е.А. Воробей (по проблеме понимания материальных и формальных аспектов связанных с качеством нормативных предписаний, определением эффективности принимаемых норм).

На семинаре, посвященном международным стандартам и сближению национальных законодательств (ведущие семинара: д.ю.н., проф. Ю.А. Тихомиров и к.ю.н. А.А. Каширкина) было предложено выделить два подхода к определению понятия международного стандарта: согласно первому международный стандарт включает все нормы и принципы международного права, в соответствии со вторым - только нормы специализированных международных организаций (ЮНЕСКО, ВТО, специализированные регламенты).

Важен характер влияния международных стандартов, который выражается в следующем. Международные стандарты дают целевую ориентацию (в качестве примера можно назвать модельные законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ). Кроме того, стандарты как в широком, так и в узком смысле, формулируют понятия терминов, предмет правового регулирования, оформляют сферы деятельности институтов и актов, предопределяют развитие модельных институтов. Необходимо учитывать обратное влияние национального права на международное право.

Старший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП А.А. Каширкина раскрыла понятие международных стандартов с точки зрения интегративной теории взаимодействия внутреннего права и международного права. Аспирант ННГУ им. Н.И. Лобачевского Е.В. Зусман рассказала о влиянии Конвенции о защите прав человека и решений Европейского суда по правам человека на национальное законодательство России. Преподаватель кафедры Одесской национальной юридической академии А.Н. Гладенко подчеркнул, что следует обращать больше внимания на процессы интеграции и на возможные пути сближения законодательств государств постсоветского пространства. Доцент кафедры конституционного права Тверского государственного университета И.В. Баранов обратил внимание на то, что международное право выступает как институт государственного воздействия на права человека, на статус личности. По мнению выступающего, не следует выполнять международные стандарты, которые не соответствуют Конституции РФ. М.М. Аносова (аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского государственного педагогического университета) отметила, что не всегда международные стандарты являются благом, в ряде случаев они могут содержать меньше гарантий прав человека, чем это закреплено в национальном законодательстве. В связи с этим возникает вопрос - не создает ли международное право угрозу национальной безопасности РФ.

В ходе дискуссии было предложено разработать Федеральный закон о порядке реализации в РФ нормативных правовых актов международного права (Ю.А. Тихомиров), также было обращено внимание на то, что нельзя некритично относится к вопросам реализации международных стандартов в национальном законодательстве, а необходимо учитывать национальные интересы (С.А. Калинин). Были отмечены сложности сближения международного права и национального законодательства в области гражданского права, особенно относительно вопросов фондового рынка (Д.В. Огородов).

В рамках проблемного семинара, посвященного правовым средствам борьбы с коррупцией (ведущие семинара: д.ю.н., проф. В.П. Кашепов и заместитель директора департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции РФ Т.А. Полякова) В.П. Кашепов отметил, что Институт активно участвует в решении научных задач, связанных с противодействием коррупции. В частности, готовит предложения и рекомендации к проектам нормативных правовых актов по противодействию коррупции, дает заключение на проекты федеральных законов, разрабатывает методики анализа нормативных правовых актов на коррупциогенность и т.д.

А.М. Цирин выделил ряд факторов, способствующих коррупции: слабая правовая база противодействия коррупции; пассивность специальных структур по предупреждению коррупции и борьбе с ее проявлениями; отсутствие понятия "коррупция" в уголовном законодательстве и иные.

Т.А. Полякова в своем выступлении отметила, что на сегодняшний день интерес и активность по рассматриваемым вопросам очень высоки. По всем международным конвенциям возникает проблема имплементации норм об уголовной ответственности юридических лиц. В административном законодательстве этот вопрос достаточно полно раскрыт, однако в уголовном законодательстве этот вопрос практически не урегулирован. Но главным дискуссионным вопросом остается разработка самого проекта закона "О противодействии коррупции".

Проблемным остается вопрос о специализированном органе по борьбе с коррупцией. К примеру, в Латвии создан единый орган по борьбе с коррупцией, который разрабатывает национальную стратегию по борьбе с коррупцией, выполняет задачи, связанные с расследованием коррупционных правонарушений. В Финляндии единый орган по противодействию коррупции вообще отсутствует.

Заместитель директора Института законодательства Республики Казахстан Э.А. Нугманова предложила перенять опыт Сингапура по противодействию коррупции, который заключается в сочетании высокой заработной платы государственных служащих с суровым наказанием за взяточничество.

На семинаре обратились к вопросу имплементации положений антикоррупционных конвенций в российском законодательстве. Внимательный анализ норм Уголовного кодекса РФ в сопоставлении с Конвенцией ООН против коррупции показывает, что в российском уголовном законодательстве сохраняется ряд серьезных противоречий с рассматриваемым международным документом (к.ю.н. Е.Н. Трикоз), был затронут вопрос совершенствования законодательства о противодействии коррупции в Российской Федерации и странах СНГ (старший научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ Г.В. Ратников).

Ратификация Конвенции ООН "Против коррупции" требует модернизации правил приема на государственную службу, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку государственных служащих и, в надлежащих случаях, других лиц, работающих в государственных органах; положения о формировании кадрового резерва; разработки положения о результативности профессиональной служебной деятельности и процедуры подготовки для замещения должностей государственной службы; необходимо уточнить и расширить этические правила поведения государственных служащих, а также установить четкие основания для дисциплинарных взысканий государственных служащих (д.ю.н., проф. А.Ф. Ноздрачев).

Была высказана точка зрения, согласно которой органом по борьбе с коррупцией должен быть не административный, а судебный орган, который по определению независим (И.С. Власов), отмечено, что успех в противодействии коррупции зависит не только от эффективности законодательных решений, но и от антикоррупционного воспитания, участия семьи, гражданского общества, общественных объединений и минимизации последствий коррупционных правонарушений (Г.С. Чирков).

В рамках Семинара "Проблемы правосудия в фокусе международного права" (ведущие: заместитель директора ИЗиСП, д.ю.н. В.В. Чубаров, судья Конституционного Суда РФ, д.ю.н., проф. Б.С. Эбзеев, судья Высшего Арбитражного Суда, д.ю.н., проф. Т.Н. Нешатаева) были рассмотрены актуальные проблемы судоустройства, судопроизводства и правоприменения.

Д.ю.н., проф. Т.Н. Нешатаева в качестве современной тенденции отметила подтверждение в ряде стран полезности существования экономического правосудия, ориентированного на бизнес, а также дальнейшую дифференциацию экономических судов. Так, Верховный суд Детройта (США) специализируется на разрешении корпоративных споров, а Верховный суд Нью-Йорка (США)- на спорах по сделкам. Некоторые страны выделили специальные суды по спорам в международной торговле (Финляндия, Казахстан, Сингапур, ОАЭ, Германия). Представляется возможным и полезным и в нашей стране создание подобных специализированных судов, например, в сфере налоговых, корпоративных, банковских отношений. Кроме того, Т.Н. Нешатаева отметила необходимость выделения квалификационных признаков при назначении на должность в зависимости от стадии и инстанции. Квалификационными требованиями должно стать: стаж работы в суде; ученая степень и высокие моральные качества; соответствующая подготовка или переподготовка.

Д.ю.н., проф. Б.С. Эбзеев в выступлении отметил, что внедрение новелл зарубежного опыта не решит существующие сложности, поскольку наша ветвь культурного развития существенно отличается. Для того чтобы подобрать достойный судейский корпус, понадобятся усилия нескольких поколений. Наша судебная система продумана достаточно хорошо, но общество пока еще не готово должным образом воспринимать многие идеи.

Доклады ведущего консультанта департамента правового обеспечения Министерства экономического развития и торговли РФ П.В. Гурьянова "Нормативное регулирование альтернативного разрешения споров во внешнеэкономической сфере" и аспирантки Самарского государственного университета Т.В. Шевченко "Влияние норм международного права на развитие института альтернативного разрешения споров в Российской Федерации" вызвали дискуссию среди участников круглого стола.

Выступая в защиту альтернативных методов разрешения споров, главный научный сотрудник ИЗиСП, заслуженный юрист РФ А.К. Большова отметила, что альтернативные способы разрешения споров следует популяризировать и внедрять в практику. Продолжая дискуссию, В.В. Чубаров высказал мнение о том, что институт медиации будет жизнеспособен только при условии интеграции принятого посредством медиации решения в судебные процедуры. Необходимо, чтобы решение вырабатывалось сторонами на совместной и добровольной основе, партнерские отношения сохранялись, но при этом должен быть предусмотрен механизм принудительного исполнения таких решений.

В рамках презентации новой юридической литературы, изданной авторами- сотрудниками ИЗиСП были представлены, в частности, трехтомное издание "Конституции государств Америки" под общей редакцией Т.Я.Хабриевой, работы С.А. Боголюбова "Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования", В.А. Егиазарова "Транспортное законодательство государств-участников СНГ", В.И. Лафитского "Поэзия права", Д.О. Сивакова "Водное право" и другие издания.

По завершению работы проблемных семинаров был проведен тренинг, посвященный использованию международно-правовых актов в практике конституционных судов. Ведущие тренинга - судья Конституционного Суда РФ, д.ю.н., проф. Б.С. Эбзеев и заведующий отделом международного публичного права ИЗиСП, д.ю.н., проф. О.И. Тиунов.

Б.С. Эбзеев признал, что Конституционный Суд РФ весьма активно использует международно-правовой опыт в своих решениях и это не всегда делается удачно. Он отметил, что для конституционного правосудия во всем мире существует одно общее и важное правило - закон не должен признаваться неконституционным, если есть хоть малейшая возможность признать его соответствующим конституции. Речь не идет о том, чтобы подобный закон оставить в правовой системе, а о том, чтобы истолковать его таким образом, чтобы он был адекватен духу и букве конституции. По его оценке, Конституция России в 2007 г. совсем не такая, какой она была в 1993 г. Это касается не только изменения наименований субъектов федерации, но и содержательных изменений.

О.И. Тиунов пояснил, что понятие "общепризнанные принципы и нормы" утвердилось как в доктрине международного права, так и в практике государств. Есть и другое понятие - основные принципы международного права. Конечно это юридические нормы, обязательные для выполнения. Но не каждая юридическая норма является общепризнанным принципом международного права. Таких норм большинство в современном международном праве. Основные принципы - фундаментальные нормы международного права, которые затрагивают интересы всего международного сообщества. Они признаны всем международным сообществом.

Имеется также различие между принципами и нормами, так как общепризнанные принципы по своему характеру являются императивными. В международном праве от обязательных принципов государство не может отказываться ни под каким предлогом. Большинство же общепризнанных норм по своей сути диспозитивны.

В контексте поднятых ведущими вопросов были смоделированы проблемные ситуации, в рассмотрении которых приняли участие молодые ученые. Так, на основе конкретных примеров были обсуждены абсолютность права на судебную защиту (А.В. Должников), имплементация положений "мягкого права" в национальном законодательстве (Е.В. Зусман), пределы конституционного права на жилище (С.Б. Немченко).

Завершая работу Школы, Директор ИЗиСП Т.Я. Хабриева подвела научные итоги Международной школы-практикума молодых ученых и специалистов по юриспруденции. Было признано, что проблема влияния международного права на национальное законодательство останется одной из наиболее актуальных еще многие десятилетия. Для ее решения потребуются совместные усилия как ученых-юристов, так и практических работников. Кроме того, была отмечена необходимость использования в правотворчестве и правоприменении положительного опыта зарубежных государств. При этом важно учитывать не только влияние международного права на национальное законодательство, но и влияние национального законодательства на международное право.

По итогам проведения международной Школы-практикума молодых ученых-юристов участникам были вручены сертификаты.

Кичигин Николай Валерьевич - к.ю.н., старший научный сотрудник
отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства.
Морозов Андрей Николаевич - научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП
Плюгина Инна Владимировна - научный сотрудник отдела правовых проблем федерализма ИЗиСП

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?