Украинский закон «Об очищении власти» стал предметом критики на 101-ой пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право

15.12.2014

12-13 декабря 2014 года состоялась 101-я пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).

Делегацию Российской Федерации возглавила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, член Бюро Венецианской Комиссии, вице-президент Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор Т.Я. Хабриева.

В числе принятых на сессии решений особого внимания заслуживает предварительное заключение Комиссии о законе Украины «Об очищении власти», так называемый закон о люстрации, принятый Верховной Радой 16 сентября 2014 г. и подписанный президентом П. Порошенко 3 октября 2014 г. (вступил в силу 16 октября 2014 г.).

На совместном заседании Подкомиссии по демократическим институтам и Подкомиссии по основным правам, прошедшем 11 декабря 2014 г., выступил заместитель представителя Российской Федерации в Венецианской комиссии, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации В.И. Лафитский. Подвергнув закон о люстрации резкой критике, он предложил отменить закон, а не вносить в него изменения. Многие замечания, сформулированные В.И. Лафитским, были учтены при доработке проекта предварительного заключения.

В целом Венецианская комиссия, негативно оценив украинский закон, отметила, что его содержание не соответствует общим принципам верховенства права и законности, открытости и прозрачности судебных и досудебных процедур, презумпции невиновности, индивидуальной ответственности и гарантированного права на защиту.

Действующий закон о люстрации охватывает два далеких друг от друга во временном отношении исторических периода: советский коммунистический режим и период исполнения В. Януковичем обязанностей президента. По мнению авторов предварительного заключения, люстрация может применяться в течение определенного времени непосредственно после смены режима, нарушающего права человека, а не в последующий период, когда была создана новая политическая система, основанная на общих принципах демократии и защиты прав человека. Соответственно, для применения мер люстрации по первому основанию на сегодняшний день необходимы существенные доводы, подтверждающие угрозу для современной украинской демократии.

Ссылаясь на ранее принятые документы Парламентской Ассамблеи Совета Европы, авторы заключения указали на общую рекомендацию о прекращении мер люстрации во всех бывших коммунистических государствах не позднее 31 декабря 1999 года. Введение мер люстрации спустя столь длительное время после начала процесса демократизации в стране ставит под сомнение фактические цели их применения.

В заключении оспаривается также применение широкомасштабных мер люстрации в отношении периода исполнения В. Януковичем полномочий президента, поскольку оно может служить орудием мести политическим оппонентам и нарушает принципы демократии и верховенства права.

В предварительном заключении подчеркнуто, что при применении мер люстрации в каждом конкретном случае должен быть доказан факт вины, которая не может определяться только принадлежностью лица к категории государственных служащих. Соответственно, информация о лицах, подпадающих под действие закона о люстрации, может стать достоянием общественности только после вступившего в силу приговора суда. Перечень таких лиц было рекомендовано пересмотреть.

Кроме того, по мнению авторов заключения, полномочия, связанные с люстрацией, следует передать от Министерства юстиции специально созданной для этих целей независимой комиссии.

Подводя итог, Венецианская комиссия подтвердила намерение вновь вернуться к обсуждению закона о люстрации после внесения в его текст поправок и рассмотрения закона в Конституционном Суде Украины.

В ходе 101-й пленарной сессии Комиссии была также представлена информация о выполнении рекомендаций по ранее принятым заключениям в отношении законодательства Молдовы (о неприкосновенности судей Конституционного суда), Украины (по законопроекту о прокуратуре), Армении (по законопроекту о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс и по проекту Концепции конституционных реформ).

Были рассмотрены проекты заключений для Конституционного суда Грузии по вопросу клеветы об умерших, по законопроекту Черногории о судах и о правах и обязанностях судей и Судебного совета, для Конституционного суда Молдовы по закону о профессиональной пригодности, а также проект заключения на закон Азербайджанской Республики о неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах) с поправками, внесенными 15 февраля 2013 г., 17 декабря 2013 г. и 17 октября 2014 г.

Участники пленарной сессии были проинформированы о работе над реформой правосудия в Албании, о недавних правовых изменениях в Казахстане и сотрудничестве с Парламентом, о последних конституционных изменениях в Румынии, Великобритании и странах, имеющих в Комиссии статус наблюдателей, а также о создании Ассоциации бывших членов и заместителей членов Венецианской комиссии.

Кроме того, в ходе сессии состоялся обмен мнениями с председателем Межамериканского суда по правам человека.

 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?