Расширенное заседание секции «Публичное право» Ученого совета в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией

Международный день борьбы с коррупцией (International Anti-Corruption Day) отмечается ежегодно на протяжении 10 лет.

В этот день, 9 декабря 2003 года, в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. В настоящее время Конвенцию ООН против коррупции ратифицировали более 160 государств. Россия ратифицировала документ в марте 2006 года.

Конвенция предусматривает меры по противодействию коррупции в государственном и негосударственном секторе, а также механизмы международного сотрудничества в этой области. Согласно Конвенции государства-члены должны проводить политику противодействия коррупции, принять соответствующее законодательство и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.

По сложившейся практике в этот день во многих странах мира проводятся мероприятия, направленные на информирование общественности о национальных усилиях в области противодействия коррупции, а также на продвижение антикоррупционных стандартов поведения и формирование в обществе атмосферы неприятия коррупции.

В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее – Институт) состоялось расширенное заседание секции «Публичное право» Ученого совета.

Открывал заседание руководитель секции – заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, доктор юридических наук, профессор Ю.А. Тихомиров.

С докладом о ходе проведения научных исследований законодательства Российской Федерации и практики его применения в рамках реализации подп. «е» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 гг. выступил заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции Института, кандидат юридических наук А.М. Цирин.

В своем выступлении А.М. Цирин представил результаты исследования правовой природы нарушения запретов и ограничений, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и мер юридической ответственности, применяемых в случае такого нарушения (неисполнения). Было отмечено, что при установлении конкретных запретов, ограничений и обязанностей необходимо проводить оценку коррупционных рисков для определения перечня должностей в конкретном органе власти (организации), на которые возлагаются дополнительные запреты, ограничения и обязанности в области противодействия коррупции.

А.М. Цирин обозначил основные этапы дискуссии по проблеме исследования организации и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции. Докладчик заметил, что если в одних государствах каналы получения информации о коррупции делаются максимально транспарентными (например, система «красных телефонов» в США), то в других государствах конфиденциальность является ключевым элементом процедуры сообщения о фактах коррупции, особенно в тех случаях, когда законодательная база не обеспечивает полноценной гарантии защиты информаторов. Кроме того, по мнению А.М. Цирина, должны быть четко определены органы, а впоследствии и должностные лица, которые будут обеспечивать применение мер такой защиты. К ним, в первую очередь, должны относиться органы, осуществляющие деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений.

В завершение своего выступления А.М. Цирин анонсировал проведение в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 18 декабря 2014 г. круглого стола на тему «Административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица: практика применения и пути совершенствования», в рамках которого будут обсуждаться конкретные предложения по корректировке действующей статьи 19.28 КоАП РФ. Помимо этого, также будут обсуждаться разработанные Институтом основания освобождения юридического лица от административной ответственности в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения.

Заместителем директора Института, кандидатом юридических наук В.П. Емельянцевым была представлена рукопись Программы Международного научного мониторинга коррупции (МОНКОР), разработанная сотрудниками Института в рамках выполнения функций Междисциплинарного центра по координации научно-методического обеспечения противодействия коррупции.

Основной целью исследования стало создание методики, позволяющей измерять проявление (уровень, состояние) коррупции с выходом на взаимодополняющую обобщенную группу показателей – количественных и качественных. МОНКОР содержит инструментарий для проведения мониторинговых исследований проявлений коррупции, эффективности мер международной и национальной антикоррупционной политики, которая позволит повысить объективность оценки масштабов коррупции, ориентируясь на формирование адекватной системы мер профилактики (предупреждение коррупционных проявлений путем совершенствования многоуровневой системы государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий коррупции). В основу такого инструментария были положены результаты отечественных и зарубежных исследований в данной сфере.

В разработке МОНКОР принимали участие ведущие ученые Института под руководством директора Института, академика РАН Т.Я. Хабриевой. К разработке также привлекались специалисты из научных учреждений Российской академии наук и ведущих образовательных учреждений страны.

В своей рецензии на рукопись директор научно-образовательного Центра обеспечения противодействия коррупции Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации А.В. Конов отметил, что стремление к объективизации получаемых данных, нивелированию недостатков, присущих оценочным методикам и индексам коррупции, представляется актуальным и крайне востребованным.

Заведующий отделом уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств кандидат юридических наук, доцент И.С. Власов обратил внимание на то, что в программе международного научного мониторинга коррупции недостаточное внимание уделено анализу проблемы выполнения рекомендаций международных организаций ГРЕКО и ОЭСР.

Первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, президент Российской Ассоциации международного права, профессор А.Я. Капустин, отметил, что если государство не является членом международной организации, то оно не обязано выполнять ее рекомендации. Однако государству не возбраняется использовать передовые наработки международного интеграционного объединения, если оно считает это приемлемым и не несущим угрозы национальным интересам страны.

В рамках обсуждения с ремаркой также выступил директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления А.Н. Сухаренко, отметивший сложность сопоставления уголовной статистики различных государств ввиду отсутствия единых подходов к определению коррупции и перечня коррупционных преступлений.

В ходе заседания была рассмотрена рецензия на аналитический обзор «Совершенствование системы мер имущественной ответственности за коррупционные уголовно-правовые преступления», подготовленный ведущим научным сотрудником отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства и судоустройства Института кандидатом юридических наук, доцентом Т.О. Кошаевой. В отмеченном обзоре с учетом принципов уголовного права было предложено за коррупционные преступления (наравне с наказаниями, связанными с лишением свободы) применять при необходимости наказания имущественного характера, а также привести в соответствие специальные нормы, содержащие санкции имущественного воздействия, с нормами Общей части УК РФ.

Старший научный сотрудник отдела правовых проблем противодействия коррупции кандидат юридических наук Е.В. Черепанова выступила в поддержку аналитического обзора, предложив разработку конкретных изменений действующих законодательных норм на основе проведенного анализа.

Презентация Программы международного научного мониторинга проявлений коррупции (МОНКОР)

Институт сотрудничает

Контактная информация

Здание на м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59

Вход

Забыли пароль?