Первые результаты апробации МОНКОР в Кыргызской Республике

30.06.2015

Коррупция существует во всех государствах вне зависимости от их политического устройства или уровня социально-экономического развития. Она угрожает демократическим устоям современного мирового порядка. В связи с этим противодействие данному явлению сегодня становится одной из приоритетных задач государственной власти.

К сожалению, ввиду высокой степени латентности коррупции получить объективные данные о ее распространенности, об эффективности мер международной и национальной антикоррупционной политики крайне сложно. Это серьезно затрудняет возможности научного анализа коррупции и ее проявлений.

Криминальная статистика и данные правоохранительных органов дают объективную информацию о фактах коррупционных проявлений. Однако такая информация, как правило, позволяет оценить лишь выявленную коррупцию. Анализ законодательства и институциональный анализ дают представление скорее о факторах риска коррупции и способствующих или препятствующих ей условиях, чем о масштабе ее реальных проявлений и выработке необходимых мер их профилактики. Данные СМИ не всегда опираются на достоверную информацию, поэтому нуждаются в дополнительной проверке. Проводимые среди населения опросы и интервью относительно восприятия коррупции и вовлеченности в коррупционные практики серьезно подвержены влиянию субъективных факторов (политические симпатии/антипатии, воздействие СМИ, влияние чужого мнения и т.д.). Представляется, что адекватная система измерения коррупции должна включать все эти инструменты для комбинации их достоинств и компенсации присущих недостатков.

Поэтому, реализуя функцию координации научно-методического обеспечения противодействия коррупции (в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2014–2015 гг.), Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации разработал Программу международного научного мониторинга проявлений коррупции (МОНКОР). Программа была представлена на IV Евразийском антикоррупционном форуме (23–24 апреля 2015 г.), организованном Институтом совместно со Счетной палатой Российской Федерации при поддержке Государственной Думы Российской Федерации.

Основное назначение Программы состоит в том, чтобы предложить универсальный инструментарий, позволяющий оценивать различные социальные, экономические и организационно-управленческие процессы с точки зрения наличия в них признаков коррупционных проявлений. Меры профилактики своевременно обнаруженных проявлений коррупции станут начальным этапом в более сложном процессе антикоррупционной политики – предупреждении коррупции.

Практическое значение МОНКОР заключается в том, что ее методики могут использоваться как в системе международного мониторинга коррупционных проявлений, так и в различных национальных программах оценки коррупции, а также при подготовке нормативного обеспечения антикоррупционной деятельности.

Кроме того, благодаря МОНКОР каждая желающая страна сможет провести оценку своих мер по противодействию коррупции и определить эффективность реализуемой антикоррупционной политики. МОНКОР позволяет оценивать состояние коррупции не только в стране, но и в отдельных регионах мира, сравнивать показатели с другими странами, которые будут работать по такой же методике.

Сейчас апробация МОНКОР уже осуществляется в нескольких странах. На днях были получены первые результаты апробации в Кыргызской Республике.

Согласно предоставленному отчету главным препятствием на пути разрушения сложившегося коррупционного порядка в стране является политическая коррупция. Отмечается чрезмерная финансовая зависимость политических партий от коммерческих и финансовых групп, что особенно остро проявляется при формировании списков кандидатов для участия в выборах, а также при назначениях на руководящие государственные должности.

В свете изложенного разработанная Институтом программа МОНКОР позволила детализировано измерить проявление коррупции. Представленные в отчете показатели свидетельствуют о таких основных криминологических тенденциях в Кыргызстане, как:

  1. повышение эффективности расследования, в частности, рост выявляемости преступлений коррупционной направленности;
  2. повышение на территории Республики уровня регистрируемых преступлений коррупционной направленности;
  3. снижение показателя искусственной латентности между уровнем регистрируемых и динамикой выявляемых преступлений коррупционной направленности;
  4. рост размера материального ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности;
  5. сокращение материального возмещения причиненного ущерба.

Апробация МОНКОР в Кыргызской Республике позволила не только эффективно оценить зависимость государства от коррупции, но и приступить к разработке рекомендаций по совершенствованию регулирования в области противодействия коррупции.

 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?