Директор Института Т.Я. Хабриева приняла участие в заседании Научного совета по правотворчеству при Председателе Государственной Думы

29.09.2014

29 сентября 2014 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание Научного совета по правотворчеству при Председателе Государственной Думы. Совет был создан с целью повышения качества законов,  совершенствования законотворческого процесса и законопроектных процедур. Научным руководителем Совета является директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т.Я. Хабриева.

Предметом обсуждения на заседании Совета 29 сентября стали вопросы о подготовке очередного отчета о состоянии российского законодательства, о правовой интеграции Крыма и другие законотворческие задачи.

Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин подчеркнул, что в осеннюю сессию будет рассматриваться ряд законопроектов, по которым особенно важна совместная работа законодателей и научного сообщества, среди них законы о бюджете,  промышленной политике, защите интеллектуальных прав.

От Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в работе Совета приняли участие Т.Я. Хабриева; главный научный сотрудник Центра публично-правовых исследований, доктор юридических наук, профессор Ю.А. Тихомиров; заведующий  отделом конституционного права, доктор юридических наук, профессор А.Е. Постников; заведующий отделом теории законодательства, доктор юридических наук, профессор Н.А. Власенко.

В своем выступлении, посвященном качеству и проблемам законодательства на современном этапе,  Т.Я. Хабриева отметила, что тенденция возрастания «вала» законодательных инициатив, постоянного повышения интенсивности законотворческой деятельности, ведущей к появлению «правовой инфляции», до настоящего времени не переломлена. Более того, законодательная материя увеличивается и по общему числу, и по объему законодательных текстов. При этом законодатель часто забывает закрепить механизмы реализации законодательных норм, что еще больше увеличивает нестабильность правового регулирования практически всех сфер жизни российского общества, осложняет понимание, толкование и применение законодательных актов.

В этих условиях, подчеркнула Т.Я. Хабриева, особое внимание должно уделяться выработке действенных механизмов «фильтрации» законодательных инициатив. Одним из таких механизмов может стать проводимая Научным советом по правотворчеству всесторонняя оценка последствий принятия законодательных инициатив. Первый опыт применения этого механизма – проведенный под эгидой Института анализ последствий принятия четырех законодательных инициатив, вызвавших широкий общественный резонанс, – доказал его перспективность с точки зрения повышения качества законотворческой деятельности.

В связи с вопросом о совершенствовании законотворческого процесса Ю.А. Тихомиров отметил важное значение концепций развития российского законодательства, разрабатываемых Институтом на протяжении 20 лет, в которых анализируются тенденции развития отраслевого законодательства и предлагаются рекомендации по совершенствованию механизмов подготовки, принятия и реализации законов; обосновал необходимость осуществления мониторинга правоприменения на постоянной основе, внедрения юридического прогнозирования и диагностики рисков в законотворческий процесс,  потребность в усилении информационного обеспечения законопроектного процесса на основе системного использования информации (экономической, юридической, социальной и психологической); обратил внимание на роль закона в решении задач по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, в укреплении государства, устойчивом развитии экономики и социальной сферы, реализации стратегических задач (продовольственный вопрос, развитие сельского хозяйства, поддержка малого бизнеса, трудовые ресурсы, образование). При этом особое значение имеет  повышение системообразующей роли федерального конституционного закона. Выполнение государственных задач должно быть обеспечено соответствующими правовыми комплексами; проведение государственных реформ нуждается в их надлежащем законодательном обеспечении на всех этапах осуществления. Актуальной проблемой является развитие российского законодательства в условиях интеграционных процессов: интеграция Крыма в состав России требует коррекции законодательных актов, необходимы программы согласованного развития законодательства для внешней интеграции России в международном пространстве.

 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?