Минобрнауки России

Тема: «Экспертное и организационно-техническое сопровождение процедур согласования проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» (шифр: 2017-14-573-0003, шифр заявки 2017-14-573-0003-001, уникальный идентификатор проекта RFMEFI60117X0012)

В ходе выполнения научно-исследовательских работ, предусмотренных Соглашением № 14.601.21.0012 о предоставлении субсидии,  Институтом в качестве Исполнителя-получателя субсидии были обеспечены экспертное и организационно-техническое сопровождение процедур согласования проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», разработчиком которого выступило Министерство образования и науки Российской Федерации, для обеспечения всесторонней и качественной экспертно-аналитической поддержки процессов жизненного цикла разработки федерального закона.

Для достижения поставленной в рамках настоящего проекта цели Исполнителем были решены следующие задачи:

1. Проведена научно-правовая экспертиза замечаний и предложений к законопроекту, полученных по результатам общественного обсуждения, в том числе после размещения законопроекта на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

2. Произведена доработка законопроекта и материалов к нему с учетом замечаний и предложений, полученных по результатам общественного и экспертного обсуждения, в том числе после размещения законопроекта на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

3. Проведена научно-правовая экспертиза замечаний и предложений, поступивших к законопроекту от федеральных органов исполнительной власти, экспертных советов (комитетов) при федеральных органах исполнительной власти, Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, научных и образовательных организаций, организаций бизнес-сообщества,

4. Доработан законопроект и сопроводительные документы к нему с учетом замечаний и предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, экспертных советов (комитетов) при федеральных органах исполнительной власти, Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, научных и образовательных организаций, организаций бизнес-сообщества.

Объект настоящего исследования составили отношения в сфере науки, инноваций, государственной научно-технической политики, а также иные отношения, тесно связанные с ними.

Предметом исследования в рамках проекта выступили проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», действующие нормативные правовые акты, аналитические материалы, касающиеся совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в сфере науки, инноваций, государственной научно-технической политики, международные правовые акты, рекомендации и нормативные акты зарубежных стран, результаты общественных и экспертных обсуждений законопроекта. 

Основными идеями разработанного Министерством образования и науки Российской Федерации и доработанного исполнителями в рамках настоящего проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» и материалов к нему являются:

1. Развитие актуальных законодательных новелл, принятых в последние годы, в том числе связанных с созданием институтов финансовой и организационной поддержки научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки;

2. Органичное включение в законодательство новых положений, отражающих современные требования к научной, научно-технической и инновационной деятельности, вытекающие из объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны, интеграции в международное научное пространство;

3. Закрепление статуса ученого как основного субъекта научной деятельности;

4. Создание правовых условий ведения различных видов научной, научно-технической и инновационной деятельности, повышения эффективности государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

5. Повышение уровня и функциональной полноты правового регулирования отношений в научной сфере, законодательное регулирование отношений на всех уровнях и в подсистемах научной, научно-технической и инновационной деятельности, унификацию терминов и понятий, восполнение пробелов, снятие противоречий;

6. Создание условий для эффективного правоприменения нового законодательства посредством законодательного закрепления эффективно работающих правовых механизмов и специальных норм, непосредственно связанных с действием общих норм и обеспечивающих их реализацию в соответствующей области научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Данный законопроект призван решить важные проблемы научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе создать в России благоприятную среду для научного творчества, систематизировать регулирование инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечить эффективность расходования бюджетных средств на реализацию финансовых мер стимулирования. Значимость разработанного законопроекта для правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности, и, тем самым, для экономики страны в целом, определила необходимость и масштаб проведенных исполнителями работ по вынесению законопроекта на общественное и научное обсуждение, сбору замечаний и предложений к нему, их научно-правовой экспертизе, совершенствованию законопроекта в соответствии с высказанными замечаниями и предложениями.

Методологическая основа проведенных в рамках проекта исследований представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных приемов и методов исследования правовых и общественных явлений, в том числе конкретно-исторического, диалектического, формально-логического, структурно-функционального, системного, метода сравнительно-правовых исследований, метода анализа и синтеза, метода моделирования и юридического прогнозирования, метода экстраполяции, метода классификации и сопоставительной оценки нормативного материала и иные приемы и способы, позволяющие в историко-логическом и системном виде дать оценку проектируемым институтам и нормам права.

  В связи с целым рядом концептуальных недостатков действующего в настоящее время правового регулирования общественных отношений в сфере науки, научно-технической деятельности, инноваций, принципиальным изменением политико-правовых подходов к месту и роли научной, научно-технической и инновационной деятельности в социально-экономическом развитии страны, а также существенной модернизацией подходов к регулированию сферы науки и инноваций в экономически развитых странах, появилась острая необходимость в принятии нового нормативно-правового акта, отвечающего всем требованиям и вызовам современного мира.

Доработанный в ходе общественных и экспертных обсуждений законопроект представляет собой нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области науки и инноваций.

Исходя из поставленных целей и задач научно-исследовательских работ, выполненных по теме «Экспертное и организационно-техническое сопровождение процедур согласования проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» (шифр: 2017-14-573-0003), были определены состав и содержание работ, а также состав и характеристики научных результатов исследований.

В состав и содержание проведенных научно-исследовательских работ вошли:

1. Научно-правовая экспертиза замечаний и предложений к законопроекту, полученных по результатам общественного обсуждения, в том числе после размещения законопроекта на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

2. Доработка законопроекта и материалов к нему с учетом замечаний и предложений, полученных по результатам общественного обсуждения, в том числе после размещения законопроекта на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

3. Научно-правовая экспертиза замечаний и предложений, поступивших к законопроекту от федеральных органов исполнительной власти, экспертных советов (комитетов) при федеральных органах исполнительной власти, Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, научных и образовательных организаций, организаций бизнес-сообщества,

4. Доработка законопроекта и сопроводительных документов к нему с учетом замечаний и предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, экспертных советов (комитетов) при федеральных органах исполнительной власти, Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, научных и образовательных организаций, организаций бизнес-сообщества.

Научные результаты проведенных исследований составляют:

1. Результаты научно-правовой экспертизы замечаний и предложений к законопроекту, полученные по результатам общественного обсуждения, в том числе после размещения законопроекта на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

2. Версия законопроекта и материалов к нему, доработанная по результатам экспертизы замечаний и предложений, полученных в ходе общественного обсуждения, в том числе после размещения законопроекта на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

3. Результаты научно-правовой экспертизы замечаний и предложений, поступивших к законопроекту от федеральных органов исполнительной власти, экспертных советов (комитетов) при федеральных органах исполнительной власти, Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, научных и образовательных организаций, организаций бизнес-сообщества,

4. Версия законопроекта и сопроводительных документов к нему, доработанная по результатам экспертизы замечаний и предложений, поступивших к законопроекту от федеральных органов исполнительной власти, экспертных советов (комитетов) при федеральных органах исполнительной власти, Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, научных и образовательных организаций, организаций бизнес-сообщества,

5. Публикация в журнале «Вестник Пермского университета» (см. приложение У5).

Результаты выполнения проекта могут быть использованы федеральными органами государственной власти, осуществляющими регулирование и управление в сфере науки. В дальнейшем возможно применение полученных результатов и расширение объекта исследования за счет разработки комплекса актов по обеспечению процесса принятия и имплементации в нормы иных отраслей предписаний нового системообразующего акта в сфере науки.

Проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» может быть использован Правительством Российской Федерации в рамках своей законопроектной деятельности и внесен в ходе реализации законодательной инициативы на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?